Олимпийский факел отправили в космос
С космодрома Байконур утром 7 ноября стартовал российский космический корабль «Союз ТМА-11М», экипаж которого должен доставить на Международную космическую станцию олимпийский факел. Об этом сообщает ИТАР-ТАСС.
На данный момент корабль уже отделился от ракеты-носителя и вышел на орбиту. Через шесть часов он должен пристыковаться к МКС, после чего экипаж «Союза» передаст олимпийский факел командиру станции Федору Юрчихину.
По данным «Интерфакса», в субботу, 9 ноября, российские космонавты Олег Котов и Сергей Рязанский вынесут незажженный факел в открытый космос. В сообщении отмечается, что в течение часа они должны позировать с ним коллегам, которые будут фотографировать их через иллюминаторы станции.
На Землю олимпийский факел вернется 11 ноября. Его доставят Юрчихин и еще два космонавта, покидающие станцию после полугодовой вахты. Агентство отмечает, что именно этим факелом в Сочи по завершении эстафеты подожгут чашу Олимпийского огня.
Экипаж «Союза» состоит из российского космонавта Михаила Тюрина, американского астронавта Рика Мастраккио и их японского коллеги Луки Пармитано. На эмблеме экипажа корабля изображен олимпийский огонь. Кроме того, символика Олимпиады нанесена на сам корабль и на ракету-носитель.
Олимпийская эстафета стартовала 29 сентября в Греции, а 7 октября его привезли в Россию. В оргкомитете Олимпиады отмечали, что в ходе эстафеты огонь посетит почти три тысячи населенных пунктов по всей стране. Кроме того, олимпийские факелы планировали отправить в космос, поднять на вершину Эльбруса, опустить на дно Байкала и отвезти на Северный Полюс. Эстафета завершится 7 февраля 2014 года, в день открытия Олимпиады.
http://lenta.ru/news/2013/11/07/fire/
---------- Сообщение добавлено в 07:40 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 07:27 ----------
«Мангальян» из Шрихарикота
Индия сделала заявку на вступление в марсианский клуб
Старт PSLV
Фото: ISRO / AFP
5 ноября 2013 года с индийского космодрома Шрихарикота стартовала ракета-носитель PSLV, разработанная индийскими конструкторами еще в начале 1990-х годов. В космос отправился не очередной спутник и даже не аппарат для исследования Луны. Индия запустила свою первую автоматическую межпланетную станцию.
Индийский «Мангальян», он же Mars Orbiter Mission (MOM — это официальное название, а «Мангальян» — его «перевод» на санскрит) благополучно вышел на околоземную эллиптическую орбиту и теперь будет последовательно раскручиваться вокруг планеты до тех пор, пока не наберет достаточную для межпланетного перелета скорость. Серия из шести маневров вместо одного позволит немного сэкономить топливо, но за эту экономию придется заплатить ожиданием: собственно отлет к Марсу запланирован лишь на 30 ноября.
Немного статистики
Такого рода межпланетные станции (АМС) сейчас могут изготавливать только NASA, Европейское космическое агентство ESA и JAXA, Японское аэрокосмическое агентство. Россию в этот список можно включить лишь с большой натяжкой: «Марс-96» упал через несколько часов после старта, а «Фобос-грунт» потерял управление вскоре после запуска. Фактически последним хотя бы частично успешным отечественным проектом были советские «Фобосы», разработанные в 1988 году. Полностью успешная программа, «Вега», в рамках которой к комете Галлея были запущены два зонда, была реализована с 1984 (запуск) по 1986 (пролет мимо кометы) годы.
Чтобы понять, о задаче какой сложности идет речь, достаточно посмотреть на статистику потерь США — несомненного лидера в научном освоении космоса — за последние 20 лет. За этот срок были утрачены Mars Observer (связь потеряна во время выхода на орбиту вокруг Марса, 1993), Mars Climate Orbiter (слишком рано вошел в атмосферу планеты и разрушился, 1999) и Mars Polar Lander (неудачная посадка, 1999). Европейцы потеряли Beagle 2 (разбился при посадке), а японцы — Nozomi (у аппарата замерз двигатель).
То есть даже самая простая АМС, передавшая сигнал с орбиты Марса — это серьезная заявка на звание страны, владеющей высокими технологиями и способной обеспечить высокую культуру производства в сочетании с детальным и тщательным планированием.
«Вега», последняя советская АМС, полностью выполнившая программу
Фото: Daderot / Wikipedia
Две АМС «Вега» были запущены в конце 1984 года. В 1986 году они прошли мимо кометы Галлея; для планирования этой миссии пришлось организовать специальную программу по наблюдению кометы и расчета ее траектории. Спустя более чем четверть века астрономы не смогут найти комету, к которой собирались отправить АМС «Дип Импакт» после основной миссии, подробности читайте в отдельном материале.
1/5
Для тех, кто мыслит об индийской космической программе такими стереотипами, как «индусский код» или «в полете он будет петь и танцевать», приведем статистику отказов ракеты-носителя PSLV. На 25 запусков пришелся 1 аварийный (и он же был первым, испытательным) и один с частичным отказом: из-за неполадок четвертой ступени первый рабочий запуск вывел спутник на нецелевую орбиту. Если теперь взять статистику по российским запускам за 2010-2013 год, то на 120 успешных придется 8 аварийных. То есть, по сути, получаются очень похожие соотношения (у Индии есть и другая ракета, GSLV, которая пока из семи запусков дала только два успешных: но она постоянно дорабатывается).
Надо отметить, что индийские специалисты проявили завидный уровень организованности: в 2009 году Индия сообщила о том, что намерена запустить свой марсианский аппарат в ноябре 2013 года, и им действительно удалось выдержать заданные сроки. Такая пунктуальность — редкость даже в NASA, чей марсоход «Кьюриосити» предполагалось отправить в 2009 году, а на самом деле старт пришлось отложить до 2011-го.
Маловато будет
Впрочем, говорить о по-настоящему революционном прорыве Индии в межпланетное пространство пока рано. И вот почему.
Большую часть массы приготовленного к запуску аппарата составило топливо и окислитель: 852 килограмма из 1340. Для питания бортовой аппаратуры используется солнечная батарея из трех сегментов размерами 1,8х1,4 метра каждый. Электронные комплектующие, как утверждается в описании (.pdf) «Мангальяна», должны выдержать облучение дозой до 12 килорад: это намного больше смертельной для человека дозы 0,4 килорада, но много меньше запаса прочности стоящих на «Кьюриосити» чипов.
Во-первых, на борту марсианского зонда всего 15 килограммов научной аппаратуры. Даже в такие ограничения по массе можно вписать довольно интересные для ученых приборы (скажем, разработанные в ИКИ РАН нейтронные спектрометры, один из которых работает именно на марсианской орбите), но на «Мангальяне» не установлено ничего особенно в научном смысле примечательного.
Среди аппаратуры индийской АМС лайман-альфа фотометр, который должен определить наличие в атмосфере дейтерия и водорода, вычислив их соотношение. Детектор метана попытается найти следы этого газа, а квадрупольный масс-спектрометр призван определить состав экзосферы. Также на борт поместились цветная камера и инфракрасный спектрометр. В целом, научное оборудование индийской АМС так или иначе повторяет набор инструментов, установленных на европейском «Марс-экспрессе». Там, однако, установлено 116 килограммов оборудования, причем один спектрограф весит больше всей начинки «Мангальяны».
Индийские инженеры решили задачу экономичного запуска марсианской АМС в предельно усеченном варианте, но для сопоставимых по сложности с проектами NASA миссий им придется начинать программу с нуля. Ракета PSLV в принципе не сможет «вытащить» в космос тяжелый марсианский аппарат, так что в будущем ей потребуется замена. А разработка новой ракеты-носителя сама по себе является весьма сложной задачей.
Для посадки на планету потребуется отдельная сложная система (об уровне сложности можно судить хотя бы по ролику NASA «Семь минут страха», посвященному посадке «Кьюриосити»). А к электронике, которая должна проработать на протяжении многих лет в условиях постоянного космического облучения, выдвигаются крайне жесткие требования.
Именно с этими требованиями связан второй повод отсрочить разговор о скором перевороте в области планетных исследований. Пока что индийские аппараты не показали своей способности безотказно работать в дальнем космосе долгие месяцы и годы, а ведь именно вблизи Марса с прошлыми АМС и происходили основные неприятности. Вдобавок к неудачам последних двадцати лет стоит вспомнить хотя бы оба «Фобоса»: «Фобос-1» перестал отзывать на команды по пути к цели, «Фобос-2» пропал уже после того, как вышел на околомарсианскую орбиту, но прежде, чем от него отделился спускаемый аппарат. Другие АМС пролетали мимо цели («Марс-7»), а рассчитанные на посадку аппараты разбивались о поверхность («Марс-2» и «Марс-6», хотя последний и успел передавать данные во время спуска). Некоторое число отказов случилось на стадии старта («Маринер-3», «Маринер-8» и несколько «Марсов»), но это далеко не самый сложный этап в марсианских программах.
Прошлый индийский аппарат для исследования дальнего космоса, лунный «Чандраян» вышел из строя раньше срока, проработав меньше года. В случае если марсианская АМС Индии окажется столь же ненадежной, она едва ли успеет добраться до своей цели. Однако, если это все-таки случится, Индия станет полноправным членом элитного «марсианского клуба» наряду с США, Европой и СССР.
http://lenta.ru/articles/2013/11/06/mom/
---------- Сообщение добавлено в 07:52 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 07:40 ----------
Зрители уводят телевидение в интернет
Абоненты платформ платного телевидения желают смотреть телеканалы через OTT-сервисы.
Новое исследование, проведенное агентством The Diffusion Group (TDG), свидетельствует, что не менее 84% подписчиков услуг платного телевидения, которые также являются клиентами ШПД-провайдеров, считают, что было бы очень даже неплохо иметь возможность доступа к каналам платного телевидения через подключаемые к интернету устройства.
«Все ведущие вещатели и операторы рано или поздно будут вынуждены предложить своим клиентам возможность просмотра всех предлагаемых ими телеканалов через сеть интернет, – говорит старший аналитик The Diffusion Group и автор последнего отчёта Энди Бич. – Вопрос уже не стоит о том, будет ли пользоваться спросом доступ к линейным телепрограммам в интернете. Вопрос заключается в том, как скоро этот доступ станет возможным».
Впрочем, предупреждает TDG, невзирая на растущий интерес со стороны клиентов, потоковое вещание линейных программ всё ещё находится в зачаточном состоянии, не имеет определённой бизнес-модели и является предметом широких экспериментов. Агентство добавляет, что по состоянию на сегодняшний день, предложения доступа к линейным программам через сеть интернет имеют множество ограничений, связанных с выбором устройства, способом просмотра, а также типом и количеством доступных телеканалов.
Более того, в докладе отмечается, что несмотря на то, что отдельные OTT-платформы (такие как достаточно неоднозначный проект Aereo) в настоящее время уже предлагают своим пользователям услуги просмотра линейных телепрограмм через широкополосные сети, ряд других технических компаний ждут своего часа, когда они смогут успешно интегрировать в свои существующие платформы «живую» трансляцию линейных телепрограмм. Если хотя бы одна из этих компаний достигнет в этом деле значительного коммерческого успеха, то это может стать тем переломным моментом, который спровоцирует лавинообразный запуск трансляций телеканалов на ОТТ-платформах.
http://gomel-sat.net/18222-zriteli-uvodyat-televidenie-v-internet.html
---------- Сообщение добавлено в 08:01 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 07:52 ----------
Кабельные телеканалы отнимают аудиторию у федеральных
Телезрители все чаще предпочитают специализированные и спутниковые каналы ведущим федеральным. Только в этом году доля лидеров снизилась на 2 п.п., что негативно сказывается на рейтингах этих телеканалов, считают эксперты MediaLogics. Однако «крупняки» пока сохраняют спокойствие.
Чтобы лучше понять структуру изменений, агентство MediaLogics разделило все каналы на четыре сегмента: федеральные («Первый канал», «Россия 1», НТВ), крупные сетевые каналы (ТНТ, СТС, РЕН-ТВ), неэфирные (более 200 телеканалов) и прочие (специализированные — «Ю», ТВ3, «2х2», «Пятый канал», «Домашний», «Перец», «Пятница», «Россия 2», «ТВ Центр», «Звезда», «Россия 24», «Россия К», «Евроньюс», «Дисней», а также региональные (10—20 каналов).
Если в 2012 году специализированные и неэфирные каналы смотрели соответственно 30 и 9% зрителей, то в 2013 году доли увеличились до 32 и 11%. При этом доли федеральных и крупных сетевых каналов уменьшились на те же 2 п.п., до 40 и 17% в 2013 году.
Мария Петрова, старший эксперт MediaLogics
Аудитория неэфирного ТВ растет в стабильной динамике — по 1—2 п.п. в год, и в будущем, 2014 году, мы также ожидаем ее рост. Однако, несмотря на продолжающийся переход аудитории и, как следствие, небольшое сокращение коммерческого инвентаря на эфирных каналах в пользу нишевого ТВ, в ближайшие годы федеральные каналы останутся основополагающими в телевизионном сплите у большинства рекламодателей. Разрыв между дневным охватом федеральных совместно с сетевыми каналами и неэфирным телевидением по-прежнему велик — 70% против 41% соответственно.
Однако после перехода на цифровое вещание основные национальные каналы, вошедшие в первый и второй мультиплексы, получат дополнительную поддержку — каналы будут вещать на всей территории России бесплатно для телезрителей и в хорошем качестве. Сейчас таких каналов всего пять, и технический охват у них, по данным TNS Russia, составляет более 95%, но качество сигнала не всегда устойчивое.
Узкая специализация на конкретную целевую аудиторию является неоспоримым преимуществом нишевых каналов. Крупные рекламодатели постепенно увеличивают свое присутствие на неэфирном телевидении. Но распределение бюджетов между федеральными каналами и не эфирным ТВ отличается в десятки раз.
Вячеслав Муругов, гендиректор телеканала СТС
Если раньше рост тематических каналов происходил за счет увеличения проникновения, то сейчас их охват составляет порядка 95%, то есть насыщение рынка достигло своего максимума, и можно прогнозировать снижение темпов роста доли тематики. Перераспределение аудитории происходит не только между большими эфирными и тематическими каналами, но и внутри сегмента нишевых каналов. Появляются новые телеканалы, внимание аудитории рассеивается, и это нормально. В таких условиях крайне важно найти именно свою аудиторию, выстроить с ней диалог.
К примеру, СТС в вечерний прайм-тайм объединяет у телеэкрана всю семью. В результате доля аудитории канала демонстрирует последовательный рост с осени прошлого года. А в 2013 году СТС стал единственным из каналов «большой шестерки», кто показывает положительную динамику доли.
Крупные рекламодатели уже давно размещают свои бюджеты на специализированных каналах. Мы это видим на примере «Домашнего» и «Перца». Топ-10 рекламодателей появляется и на успешных неэфирных каналах, таких как Discovery, Viasat и др. Но тем не менее доля рекламного рынка у тематики незначительная (примерно 2%). Поэтому для нас с денежной точки зрения рисков нет.
Святослав Митерев, директор по маркетингу канала «Ю»
Данная тенденция прослеживается уже давно. В своей совокупности тематические каналы начали отнимать заметное количество аудитории, на что обратили внимание крупные федеральные телеканалы. Суть в данном случае кроется в разноплановости федеральных каналов. Зритель, включив один из центральных каналов, может увидеть как документальный фильм или драму, так и юмористическое ток-шоу; как проекты для молодых, так и для тех, кто постарше, «жесткую» программу или мелодраму. Таким образом, этот канал не ассоциируется у зрителя ни с определенным жанром, ни с конкретной аудиторией. С тематическими каналами не возникает таких вопросов. Включив такой канал, зритель видит то, что ожидает увидеть. Зритель сам выбирает для себя телеканал с целью обезопасить себя от «лишнего» для него лично контента.
«Ю» с апреля 2013 года переориентировался на молодую женскую аудиторию. Новое позиционирование канала дало зрительницам и рекламодателям яркое представление о том, что от «Ю» можно ожидать. И именно успех репозиционирования канала — доля «Ю» после ребрендинга резко начала расти — подтверждает общую тенденцию, когда брендинг телеканалов обретает еще большее значение на рынке, чем раньше.
Конечно же, крупные каналы будут стараться противостоять совокупности тематических каналов как «новому» игроку на рынке, и это тоже естественная реакция. Тем не менее тенденция есть тенденция, и ее можно приостановить на время, но нельзя остановить полностью.
http://rbcdaily.ru/media/562949989485009