SES ASTRA: 20 лет на рынке спутниковых коммуникаций Украины
В 2020 году ровно 20 лет, как компания SES Astra работает на рынке Украины. О том, как начинался спутниковый бизнес на стыке нулевых, о развитии рынка и перспективах спутникового флота и телекоммуникационных технологий мы пообщались с Онно Зоневельдом, руководителем представительства SES в Украине и странах СНГ.
— Онно, что послужило поводом для прихода компании Nordic Satellite AB (NSAB), которая в скором будущем стала частью глобальной SES Astra на рынок Украины 20 лет тому?
Стартовав в конце 80-х годов, телевизионный рынок Украины за 10 лет прошел неплохой эволюционный путь от этапа романтизма до этапа полноценного коммерческого телевидения и начала здоровой конкуренции за зрителя, где спутник должен был играть роль транспорта по доставке сигнала телеканалов к эфирным передатчикам и кабельным операторам.
Шведская компания SwedishSpaceCorporation – 100% собственник компании Nordic Satellite AB, сокращенно NSAB, к концу 90-х годов управляла двумя космическими аппаратами – Sirius-1 (ex-Marco Polo-1) и Sirius-2, развивая позицию 5 градусов восточной долготы. В конце 1999 года к ним добавился аппарат Sirius-3. Так как помимо стран Скандинавии и Северной Европы в зону покрытия лучей спутников входили страны Балтии, Украина и Восточная Европа, – было принято стратегическое решение сосредоточиться на этих рынках. В 1999 году была зарегистрирована компания, а с 2000 года начало работать представительство в Киеве, с 2002 в Риге, с 2003 года – в Бухаресте и c 2006 года в Москве.
— Кто руководил первым офисом, где брали сотрудников?
Главой киевского офиса был назначен швед Клас Йонссон, достаточно долго проработавший региональным директором в московском офисе компании Ericsson. Обладая опытом и знаниями специфики рынка, личными наработками, он знал и понимал, как устроен рынок, поэтому был выбран NSAB, как лучшая кандидатура для построения представительства.
Первыми сотрудниками офиса стали Татьяна Мануильская и Александр Живков, которые до этого работали ГП «УкрКосмос», у них был опыт, экспертиза, знания рынка и контакты. В 2000 году к команде примкнул Александр Пелех, который до этого был вице-президентом Национальной телерадиокомпании, и вдобавок к знанию рынка был координатором по работе с Евровидением.
— NSAB в Украине начинала работать как представительство или филиал? Вопрос с точки зрения оплаты за услуги?
Офис в Киеве работал как некоммерческое представительство, целью которого было изучение рынка, консультации, маркетинговые акции. Он больше напоминал хаб для помощи клиентам – маркетинговые акции организовать, договора перевести, с документами помочь, и их координации с офисом в Стокгольме. Коммерческая деятельность и полномочия на него отсутствовали. У всех клиентов были прямые международные контракты с головным офисом NSAB. Оплата за все услуги проводилась в валюте.
— Ставка была на работу с телеканалами и радиостанциями или больше на интернет-провайдеров?
Ставки на какой-то конкретный сегмент не было, мы работали со всеми. Так исторически сложилось, что первым клиентом на подъем сигнала вообще стала радиостанция – «Наше Радио». Среди провайдеров услуги приобретали: «Адамант», «Лаки.Нет», «Алькар-Телеком» и другие. Такое было время, что телеком-операторам спутниковая передача данных в качестве основного канала была выгодней, стоимость аренды наземных волоконно-оптических линий была на порядок дороже. Телеканалы в статусе клиентов появились позже всех.
— В ноябре 2000 года на спутнике Sirius-2 появился «Новый канал», в январе 2001 года – телеканал ICTV, в июне – «Enter-music», в июле – «Enter-фільм» и ТЕТ, в октябре – «Інтер+». Как происходила доставка сигнала на спутник? Где располагался аплинк? И как сигнал из Киева доставляли до аплинка?
Учитывая тот факт, что в Украине существовали три общенациональных сети УТ1, УТ2, УТ3 – параллельно для распространения сигнала существовали три общенациональные радиорелейные сети в пользовании НТКУ, Интер, 1+1, и две резервных РРЛ, которые частично использовались ICTV, Новым каналом. Параллельно существовали какие-то небольшие участки, где можно было перегнать сигнал по земле, но в рамках страны для раздачи сигнала ресурсов релейных линий просто не было. А веерные отключения электроэнергии не давали полной гарантии доставки сигнала, поэтому, переход на спутниковую дистрибуцию был очень кстати.
Первым клиентом среди телеканалов стал «Новый канал». В 2000-м году мы его подняли из Калиновки в Макаровском районе под Киевом с транспортабельной станции Концерна РРТ. Это как раз та пресловутая двухзеркальная приемно-передающая спутниковая антенна 2.8×5.5 м, установленная на автомобильном прицепе. Станция работала достаточно долго. Она, кстати, еще жива и сейчас законсервирована как исторический объект. Можно поехать даже на нее посмотреть. В лучшие свои времена станция поднимала на орбиту 4 телеканала на разные транспондеры в FSS-диапазоне.
Так как Калиновка находится от Киева на расстоянии более 40 километров, необходимо было решение для доставки сигнала с киевской телебашни, и мы его нашли. Это был уникальный проект, сотрудничество Концерна РРТ и компании «Квант-Эфир». Специально под эту задачу была модифицирована аналоговая радиорелейная станция, из которой был демонтирован аналоговый телевизионный тракт и заменен цифровым DVB-S модулятором. Вещание велось с Дорогожицкой, с башни Концерна РРТ при помощи антенны 1.8 м, установленной на отметке 80 метров. Линия работала до 2011 года и зарекомендовала себя как одна из самых надежных линий по доставке сигнала через РРЛ.
У большинства телеканалов, которые вещали с киевской телебашни в аналоговом эфире, уже был построен «транспорт» в точку «ноль». Что упрощало часть задачи. Многим пришлось модернизировать линии по доставке сигнала, перейти на цифру, на формат SDI. Спутник в этом плане был немного драйвером внедрения новых технологий украинскими вещателями.
Читать далее
В 2020 году ровно 20 лет, как компания SES Astra работает на рынке Украины. О том, как начинался спутниковый бизнес на стыке нулевых, о развитии рынка и перспективах спутникового флота и телекоммуникационных технологий мы пообщались с Онно Зоневельдом, руководителем представительства SES в Украине и странах СНГ.
— Онно, что послужило поводом для прихода компании Nordic Satellite AB (NSAB), которая в скором будущем стала частью глобальной SES Astra на рынок Украины 20 лет тому?
Стартовав в конце 80-х годов, телевизионный рынок Украины за 10 лет прошел неплохой эволюционный путь от этапа романтизма до этапа полноценного коммерческого телевидения и начала здоровой конкуренции за зрителя, где спутник должен был играть роль транспорта по доставке сигнала телеканалов к эфирным передатчикам и кабельным операторам.
Шведская компания SwedishSpaceCorporation – 100% собственник компании Nordic Satellite AB, сокращенно NSAB, к концу 90-х годов управляла двумя космическими аппаратами – Sirius-1 (ex-Marco Polo-1) и Sirius-2, развивая позицию 5 градусов восточной долготы. В конце 1999 года к ним добавился аппарат Sirius-3. Так как помимо стран Скандинавии и Северной Европы в зону покрытия лучей спутников входили страны Балтии, Украина и Восточная Европа, – было принято стратегическое решение сосредоточиться на этих рынках. В 1999 году была зарегистрирована компания, а с 2000 года начало работать представительство в Киеве, с 2002 в Риге, с 2003 года – в Бухаресте и c 2006 года в Москве.
— Кто руководил первым офисом, где брали сотрудников?
Главой киевского офиса был назначен швед Клас Йонссон, достаточно долго проработавший региональным директором в московском офисе компании Ericsson. Обладая опытом и знаниями специфики рынка, личными наработками, он знал и понимал, как устроен рынок, поэтому был выбран NSAB, как лучшая кандидатура для построения представительства.
Первыми сотрудниками офиса стали Татьяна Мануильская и Александр Живков, которые до этого работали ГП «УкрКосмос», у них был опыт, экспертиза, знания рынка и контакты. В 2000 году к команде примкнул Александр Пелех, который до этого был вице-президентом Национальной телерадиокомпании, и вдобавок к знанию рынка был координатором по работе с Евровидением.
— NSAB в Украине начинала работать как представительство или филиал? Вопрос с точки зрения оплаты за услуги?
Офис в Киеве работал как некоммерческое представительство, целью которого было изучение рынка, консультации, маркетинговые акции. Он больше напоминал хаб для помощи клиентам – маркетинговые акции организовать, договора перевести, с документами помочь, и их координации с офисом в Стокгольме. Коммерческая деятельность и полномочия на него отсутствовали. У всех клиентов были прямые международные контракты с головным офисом NSAB. Оплата за все услуги проводилась в валюте.
— Ставка была на работу с телеканалами и радиостанциями или больше на интернет-провайдеров?
Ставки на какой-то конкретный сегмент не было, мы работали со всеми. Так исторически сложилось, что первым клиентом на подъем сигнала вообще стала радиостанция – «Наше Радио». Среди провайдеров услуги приобретали: «Адамант», «Лаки.Нет», «Алькар-Телеком» и другие. Такое было время, что телеком-операторам спутниковая передача данных в качестве основного канала была выгодней, стоимость аренды наземных волоконно-оптических линий была на порядок дороже. Телеканалы в статусе клиентов появились позже всех.
— В ноябре 2000 года на спутнике Sirius-2 появился «Новый канал», в январе 2001 года – телеканал ICTV, в июне – «Enter-music», в июле – «Enter-фільм» и ТЕТ, в октябре – «Інтер+». Как происходила доставка сигнала на спутник? Где располагался аплинк? И как сигнал из Киева доставляли до аплинка?
Учитывая тот факт, что в Украине существовали три общенациональных сети УТ1, УТ2, УТ3 – параллельно для распространения сигнала существовали три общенациональные радиорелейные сети в пользовании НТКУ, Интер, 1+1, и две резервных РРЛ, которые частично использовались ICTV, Новым каналом. Параллельно существовали какие-то небольшие участки, где можно было перегнать сигнал по земле, но в рамках страны для раздачи сигнала ресурсов релейных линий просто не было. А веерные отключения электроэнергии не давали полной гарантии доставки сигнала, поэтому, переход на спутниковую дистрибуцию был очень кстати.
Первым клиентом среди телеканалов стал «Новый канал». В 2000-м году мы его подняли из Калиновки в Макаровском районе под Киевом с транспортабельной станции Концерна РРТ. Это как раз та пресловутая двухзеркальная приемно-передающая спутниковая антенна 2.8×5.5 м, установленная на автомобильном прицепе. Станция работала достаточно долго. Она, кстати, еще жива и сейчас законсервирована как исторический объект. Можно поехать даже на нее посмотреть. В лучшие свои времена станция поднимала на орбиту 4 телеканала на разные транспондеры в FSS-диапазоне.
Так как Калиновка находится от Киева на расстоянии более 40 километров, необходимо было решение для доставки сигнала с киевской телебашни, и мы его нашли. Это был уникальный проект, сотрудничество Концерна РРТ и компании «Квант-Эфир». Специально под эту задачу была модифицирована аналоговая радиорелейная станция, из которой был демонтирован аналоговый телевизионный тракт и заменен цифровым DVB-S модулятором. Вещание велось с Дорогожицкой, с башни Концерна РРТ при помощи антенны 1.8 м, установленной на отметке 80 метров. Линия работала до 2011 года и зарекомендовала себя как одна из самых надежных линий по доставке сигнала через РРЛ.
У большинства телеканалов, которые вещали с киевской телебашни в аналоговом эфире, уже был построен «транспорт» в точку «ноль». Что упрощало часть задачи. Многим пришлось модернизировать линии по доставке сигнала, перейти на цифру, на формат SDI. Спутник в этом плане был немного драйвером внедрения новых технологий украинскими вещателями.
Читать далее