(ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕКСТА)
— В России, к счастью, сохранено и приумножено производство телевизионных передатчиков, и в этой части программа цифровизации позволяет нашим производителям серьезно усилить свои позиции на рынке не только внутри России, но и во всем мире. Поэтому мы планируем в основном приобретать отечественное оборудование. Что касается бытовой техники, наши производители могут побороться за кусок этого пирога. В том, что создать свое успешное производство можно, убеждает, например, опыт санк-петербургской компании General Satellite. Она построила в Калининграде огромный современный завод по производству цифровых приставок за собственные деньги и под собственный проект. Объем выпуска там — миллионы приставок в год. В ближайшее время будет запущено основное производство, а пока в режиме опытного производства завод изготовляет сотни тысяч приставок в год. Сегодня они поставляются оператору спутникового ТВ «Триколор», в опытные зоны цифрового эфирного радиовещания на Урале, а также в Европу — качество и стоимость их таковы, что их охотно покупают и в Европе.
— Имеет ли смысл растиражировать калининградский опыт по всей стране и только нашими отечественными приставками закрывать рынок ТВ-приставок?
— Думаю, что это: а) невозможно и б) антирыночно и контрпродуктивно. Изоляция — это всегда плохо для страны. Там же, в Калининграде, есть завод, который занимается сборкой зарубежной бытовой техники, в частности телевизоров Philips, Samsung, Sony. На сегодняшний день это в большей степени сборка, хотя часть компонентов, например блоки питания, производится именно там. Я вообще не уверен, возможно ли в принципе наладить собственное производство, скажем, плазменных или LCD-матриц или других современных экранов, потому что это очень затратная и быстроменяющаяся технология. Пока мы построим завод, технологии уйдут вперед. Тут нужно либо быть разработчиком этих технологий и возглавлять весь этот рынок, либо взять курс на нормальную международную кооперацию. Даже крупные европейские или японские компании производят те или иные элементы, а то и свою продукцию целиком в Юго-Восточной Азии. Имеет смысл говорить о том, как создать такие экономические условия для производителей бытовой техники, чтобы им было выгодно размещать здесь свое производство.
— Когда надо приступать к задаче обеспечения приставками? Ближе к 2015 году?
— Сегодня. Как только где-то возникнет цифровое вещание, население начнет покупать приставки. Потому что, однажды купив эту приставку, вы можете всю оставшуюся жизнь смотреть у себя в деревне качественное телевидение, а при желании подписаться за небольшие деньги на дополнительные каналы. Опыт «Триколор ТВ» показывает, что эта экономическая модель работоспособна, интерес у населения к качественному телевидению явно существует.
— Надо как-то управлять этим процессом, чтобы к нужному сроку все спокойно, без паники и дефицита обзавелись этими приставками?
— Процесс перехода на цифру потребует целого ряда мер по информированию населения о том, когда, в какие сроки, каким образом будет происходить отключение аналогового вещания, что для этого нужно сделать, куда обратиться. Сейчас уже разрабатываем специальный информационный портал, который позволит каждому гражданину в любом регионе получить информацию о том, что он должен сделать именно у себя в регионе. Мы собираемся на своей базе создать целую сеть сервисных центров, которые будут заниматься консультированием населения, оказывать помощь в настройке оборудования, а в последующем — ремонтировать, если понадобится. В многоквартирном доме можно обратиться к соседу — он поможет, а если в деревне три домика и пять стариков, к кому обращаться? По мере приближения даты отключения аналога понадобится серьезная рекламная кампания на телеканалах. ФЦП предусматривает средства на информирование населения.
— Кто будет заниматься обеспечением населения приставками?
— Этим занимается господин рынок. Главное, чтобы люди были проинформированы. А все производители техники готовы уже сегодня поставлять на рынок оборудование, полностью оснащенное и совместимое с нашим будущим цифровым форматом вещания. Это ведь сегодня чуть ли не единственный в мире крупный и не насыщенный рынок сбыта.
— У населения проблем с переходом, видимо, не будет. Это хорошо. А как вы оцениваете шансы вовремя создать всю необходимую инфраструктуру для ввода полномасштабной цифры?
— Многое будет зависеть от позиции региональных властей. Причем комплекс задач, который нам предстоит решить, таков, что программа все равно будет выполнена, даже если «вертикальное» взаимодействие между уровнями правительства будет налажено из рук вон плохо. Просто задачи будут решены большей кровью и потребуют больше времени. Борясь с коррупцией, мы построили в стране чудовищную фискальную систему, которая сегодня по большому счету реально мешает развитию нормального бизнеса. Особенно это касается федеральных бюджетных средств. Я понимаю, почему это происходит — воруют. Но когда вся эта система мешает реализации реальных программ, становится грустно. От того, что мы не верим сами себе.
— Назовите, пожалуйста, самые болезненные точки.
— Возьмем процедуру согласования рабочих проектов. Сегодня любая работа с любым объектом, например строительство новой опоры, модернизация старой и др., требует прохождения целой процедуры государственного надзора. Объем работ, с которым способны справиться эти органы, ограничен количеством работающих в нем людей. И потому процедура разработки проектов, их согласования и получения окончательного акта государственной экспертизы занимает девять месяцев. А деньги, как вы знаете, выделяются бюджетом на год. Поэтому мы вынуждены уже сейчас начинать разработки этих проектов, для того чтобы в следующем году, когда появятся деньги, начать реальное строительство. Другие примеры — механизм выделения земли под новые объекты, получение квот на электроэнергию, подведение и сдача объекта. Все очень сильно зарегламентировано, забюрократизировано и требует огромного количества времени. К нам, кстати, предъявляют более жесткие требования, чем к коммерческим операторам. В этом режиме мы работаем годы. Но таких объемов, как в программе цифровизации, раньше не было. Сети 5-го канала, «Культуры», «Спорта», которые мы строили, это десятки, сотни опор, а мы сейчас говорим о тысячах объектов. То есть тысячах проектов, которые нужно подготовить и согласовать.
— С частотами уже есть полная ясность?
— В целом доработка частотного плана требуется серьезная. В Европе, например, до цифровизации было только шесть аналоговых каналов, и они занимали низшие метровые диапазоны. Иными словами, дециметровые диапазоны были свободны для цифрового вещания. У нас они все заняты. Поэтому получить качественные, подчеркиваю, качественные каналы не так просто. Уже проделана огромная работа. На сегодня скажем так: базовый частотный план есть. Ведется его «тюнинг» по каждому региону, по каждому конкретному объекту, то есть ищется наиболее правильное решение. Где-то ведется переподбор частот, где-то договариваемся с соседями, чтобы они подвинулись — такой творческий процесс.
Нужно понимать, что чем хуже первичные условия по частотным каналам и мощностям, которые мы получаем от регулятора, тем сложнее и дороже становится будущая сеть. Конечно, идеально было бы строить сеть на более низких частотных каналах — там, где сегодня вещают аналоговые каналы, но аналоговое вещание мы трогать не можем. В Европе, кстати, поступали более радикально. В ряде мест, наоборот, аналоговое вещание переносили на более неудобные каналы, тем самым подстегивая страну переходить на цифровое вещание.
— Как вы думаете, ожидаемые поправки в закон «О связи», где предполагается радиочастотный спектр сделать платным, упростит или усложнит переход к цифровому ТВ?
— Мы еще не оценивали возможные риски для нас и для нашего проекта, но, конечно, это обернется дополнительной финансовой нагрузкой: ведь это весь объем частот, которым мы будем оперировать, да с учетом того, что как минимум три четверти из них носит сугубо социальный характер. С другой стороны, не вводить плату неправильно. Причин несколько. Во-первых, цифровизация ТВ дает экономию радиочастотного спектра (на одной частоте в аналоге можно передавать один канал, а в цифре — весь пакет). Этот так называемый цифровой дивиденд в США был реализован на аукционе за 19,6 миллиарда долларов. Франция ожидает от реализации частотного дивиденда 8—10 миллиардов евро. У нас же частоты раздаются фактически за копейки, а это ресурс невозобновляемый. Более того, это стратегический ресурс, не менее важный, чем энергетический. Частотная стратегия для любой страны — вещь не менее важная, чем политика. Меня поразило отношение к этому ресурсу во Франции: там лет на двадцать вперед все знают, какие будут сделаны шаги и в интересах каких технологий. То есть точно они сказать не могут, какой конкретный формат победит, но прогнозируют, в каком направлении двигается технология. И заранее резервируют частоты — для того, чтобы в будущем была возможность эти технологии внедрить.
— А что можно взять из европейского опыта перехода к цифровому ТВ?
— Интересно, что если мы говорим о переходе к цифровому телевидению, то в Европе этот проект назывался «выключением аналога», то есть для них был важнее не процесс запуска цифры, а процесс отключения аналога. И главные копья в Европарламенте, европейском вещательном союзе ломались именно при обсуждении, как отключать аналог. Ведь именно это для населения является потрясением. Но, не отключив аналог в разумные сроки, государство будет нести колоссальные дополнительные издержки на параллельное вещание. Компромиссное решение — переход не всей Европой целиком, а от страны к стране. Даже в рамках одной страны отключение аналога велось поэтапно, начиная с крупных городов. Думаю, что у нас процесс будет происходить так же. Мы уже готовим эксперимент по ускоренному отключению аналогового вещания в Калининградской области. Там приставки самые дешевые, их не надо никуда развозить и население не так велико — замкнутый анклав. Конечно, многое будет зависеть от региональных властей. Возьмут ли они на себя обязательства помощи малоимущему населению, ветеранам войны? Эти вопросы, конечно, очень сильно будут влиять на темпы отключения аналогового вещания.
— Получается, что 2015 год — это не начало отключения аналога в нашей стране, а завершение?
— Именно так. Поскольку в 2015 году, согласно международному соглашению, аналоговые частоты перестанут защищаться международным частотным планом. Это означает, что если у нас сохранится аналоговое вещание где-то на границе с нашими соседями, а они скажут, что это мешает их цифровому вещанию, мы будем обязаны отключить аналог, так как приоритет будет у цифры. Для жителей центральной части страны это может показаться несущественным, а вот для пограничных регионов это очень серьезно. Мало того, сегодня в приграничных районах у нас целые анклавы, которые принимают десятки каналов соседних стран, но не имеют нашего вещания. Или Дальний Восток. Если вы, скажем, выедете из Барнаула в сторону Китая, то через несколько десятков километров потеряете не только телевизионное, но и радиовещание российских станций, и в то же время будете хорошо слышать китайские станции. Они вещают круглосуточно на русском языке. Так что приоритетная цифровизация пограничных районов — это и политическая задача.
— А кто тогда будет подсчитывать, достигли ли мы 95 процентов охвата населения цифровыми приставками?
— Система ПАСУ предполагает регистрацию оборудования пользователя при подключении к сети вещания. Мы всегда будем иметь четкое представление о количестве подключившихся.
— Согласно законам статистики всегда останется небольшое количество граждан, которые не захотят установить приставку, скажем, по религиозным соображениям или просто из вредности. Что с ними делать?
— Вспомните, как решили эту проблему в США. Когда стало понятно, что к назначенному сроку отключения аналога в феврале этого года не все население поголовно обзавелось приставками, они назначили новый конкретный срок — 12 июня. И в этот день без дополнительных обсуждений отключили аналоговое вещание. Я их понимаю. Одно дело — социально нуждающаяся часть населения, и совсем другое, когда мы имеем дело с людьми ленивыми или просто вредными. Не может же все общество оказаться заложником какой-то ограниченной категории людей, которые телевидение не любят вообще и не хотят его смотреть принципиально. Я не политик, поэтому, может быть, говорю о некоторых вещах более жестко, чем руководители государства. Но я считаю, что без определенного разумного понуждения процесс перехода российского телевидения на цифру не реализовать. Это не мои личные эмоции, а опыт всего мира.
Что критически важно, так это информированность граждан. Через какое-то время, когда мы поймем, как идет процесс строительства сетей, насыщение рынка абонентским оборудованием, можно будет планировать конкретные даты отключения аналога на разных территориях. И начинать доносить до граждан эту информацию с просьбой подумать об этом, запланировать свой бюджет, спланировать действия. Не исключаю, что и региональные власти смогут подключиться и начнут помогать гражданам. Ведь эфирное телерадиовещание как было, так и будет еще долгие годы оставаться ведущей социумообразующей средой.
Источник:
http://www.itogi.ru
Добавлено через 36 минут
"РЕН ТВ – Петербург" планирует запустить программу о работе правительства и ЗакСа
Канал "РЕН ТВ – Петербург" планирует запустить новую аналитическую программу, посвященную деятельности правительства и Законодательного собрания города. Об этом корреспонденту Лениздат.Ру сообщил генеральный директор ЗАО "Региональное телевидение", партнера РЕН ТВ в Санкт-Петербурге, Григорий Путинцев.
Возможно, что в новом сезоне появятся еще несколько программ, но о них, по словам Путинцева, пока рано говорить. "С сентября месяца предполагается начать выпуск передачи, которая бы являлась аналитической по деятельности ЗакСа и правительства", - заявил генеральный директор "Регионального телевидения", отметив, что пока не утвержден даже пилот. Назвать претендентов на роль ведущих он тоже отказался.
Слухи о возможном запуске на "РЕН ТВ – Петербург" передачи с участием губернатора города Григорий Путинцев опроверг, назвав их беспочвенными.
Эту информацию не подтвердили и в пресс-службе РЕН ТВ (Москва).
"На данный момент я могу точно сказать, что это только слухи. К реальности это отношение не имеет. В принципе сетка наша уже сформирована, она эффективно функционирует в течение последних двух лет. Она достаточно себя оправдала для того, чтобы оставаться прежней. Поэтому подобный проект пока не очень вписывается в то, что у нас есть", - сказал руководитель пресс-службы Антон Назаров.
Он также рассказал о планах федерального РЕН ТВ. Двухлетняя стратегия, выбранная каналом, не изменится. В новом сезоне руководство РЕН ТВ закладывает в основу информационно-аналитическое вещание, премьерные документальные фильмы и спецвыпуски общественно-правовых программ. Останутся и развлекательные телепроекты, российское кино и долгоиграющий сериал "Солдаты". Зато обновятся студии информационно-аналитических программ и передачи "Час суда с Павлом Астаховым", которая в новом сезоне выйдет в эфир в тысячный раз.
Источник: www. lenizdat.ru
Добавлено через 43 минуты
06.08.2009
"ТВЦентр" теперь со стереозвуком
В сети цифрового телевидения "Qwerty.tv" телеканал ТВЦ начал вещания со стереозвуком. Это значит, что отныне можно наслаждаться не только великолепным изображением, но и кристально чистым, объемным звучанием.
ТВЦ - как известно, социально ориентированный телеканал, популярный у широкой аудитории. Сетка его вещания включает разнообразные телевизионные жанры: информационные, аналитические, публицистические, художественные, образовательные, детские передачи, ток-шоу, игры, фильмы и сериалы.
ТВЦ входит в первую десятку самых рейтинговых каналов сети QWERTY.
www.televesti.ru по инфрмации qwerty.ru