"Триколор ТВ" рассказал о планах на 2016 год
Крупнейший по абонентской базе российский провайдер платного ТВ завершил 2015 год со значительным ростом выручки. О том, как в 2016 году компания будет развивать бизнес, в том числе начав вещание в ШПД‑сетях, накануне выставки CSTB 2016 корреспонденту "Стандарта" Дмитрию Петровскому рассказал генеральный директор НАО "Национальная спутниковая компания" ("Триколор ТВ") Алексей Холодов.
- Каков размер абонентской базы "Триколор ТВ" к началу 2016 года? Когда надеетесь преодолеть рубеж 15 млн домохозяйств?
- Количество активных абонентов вплотную приблизилось к 12 млн, то есть за 2015 год мы подключили практически миллион новых пользователей. Официальных прогнозов относительно будущих результатов не делаем. Но можно предположить, что, если бы зависимость от времени была линейной, планку в 15 млн мы преодолели бы к началу 2019 года. Увы, она отнюдь не линейна, поэтому, надеюсь, такого уровня мы сможем достигнуть к концу 2020 года.
- Как по итогам прошедшего года выросла выручка "Триколор ТВ"? Каков ваш ежемесячный ARPU?
- Выручка компании составила 14,85 млрд рублей, включая НДС. Это примерно в 1,5 раза больше, чем по итогам 2014 года. Ежемесячный ARPU "Триколор ТВ" выше 100 рублей. Уровень в 1,2 тыс. рублей в год мы преодолели еще в IV квартале 2015 года, так как у нас велика доля абонентов, подключающих, например, услугу "Единый Мульти", которая дает доступ к телесмотрению на двух телевизорах (2 тыс. рублей в год), а также дополнительные пакеты каналов.
- Как выглядит портрет идеального для компании абонента? На какие инициативы оператора рынок отозвался наиболее активно в 2015 году?
- Наш идеальный абонент – тот, кто подключен к услуге "Единый Мульти" для просмотра контента минимум на двух телевизорах, пакетам "Детский" и "Ночной" и, конечно, смотрит телеканалы пакета "Наш Футбол". Идеальный абонент "Триколор ТВ" похож на среднестатистическую российскую семью. И число таких в нашей базе растет.
Лидером подключений в 2015 году стал пакет "Детский". Мы знаем, что с изменениями социально-демографической ситуации это не связано, дело в правильном пакетировании. Мы выделили каналы для детей из пакета "Единый" и сделали детский пакет лучшим на рынке, добавив канал "Мульт" ВГТРК, весь Nickelodeon, "Рыжий" и другие. Весной, по завершении формирования пакета, тариф на него вырос в 1,8 раза, а выручка к концу года – в 2,6 раза. Подобного пакета детских программ, как по составу, так и по соотношению цены и качества, нет ни у одного другого оператора на рынке.
- Год назад, подняв цену на основной пакет услуг "Единый" до 1,2 тыс. рублей в год, "Триколор ТВ" подвел черту под эпохой демпинга на рынке платного ТВ в России. Теперь провайдер регулярно заявляет, что не заинтересован в низких ценах, создающих дисбаланс и снижающих ценность ТВ-услуг. Когда вновь ожидать роста цены вашего базового пакета?
- В первую очередь, необходимо раз и навсегда разобраться с понятием "демпинг". Основное значение этого термина – формирование тарифов, как правило, ниже себестоимости с целью вытеснения конкурентов с рынка. А продолжительная работа с тарифами ниже себестоимости приводит к накоплению убытков и росту задолженности.
Созданный в 2005 году, уже к лету 2008 года "Триколор ТВ" вышел на окупаемость, а через полгода погасил все внешние займы. С этого времени мы – прибыльный бизнес. Если компания может предложить услуги по более низким ценам за счет собственной эффективности, это чистая конкуренция, а вовсе не демпинг. Да, наша политика в самом начале 2015 года изменилась, и мы видим, что поступили правильно: в интересах бизнеса и в интересах абонента. Но ключевым моментом является не столько повышение цены услуги, сколько изменение системы пакетирования. В начале прошлого года мы включили в "Единый" фильмовые и музыкальные каналы, которые до того были доступны только по отдельной подписке. Совокупная стоимость пакетов "Кинозалы "Триколор ТВ", "СуперКино HD", "Амедиа" и других значительно превышала текущий тариф. А за качество смотрения и контента абонент активно голосует рублем. О будущей ценовой политике "Триколор ТВ" я могу сказать ответственно, что планов повышения цены на основную услугу в ближайшее время у нас нет.
- Будете ли вы менять пакетирование в 2016 году? Перестанет ли "Единый" быть единственным и главным продуктом оператора?
- Мы можем вернуться к многообразию пакетов, но это будет связано с появлением в предложении "Триколор ТВ" совершенно новых продуктов. Я надеюсь, что уже в 2016 году мы запустим новые продукты и услуги в других средах вещания, прежде всего – в сетях широкополосного доступа (ШПД). С распространением программ "Триколор ТВ" в IP-сетях будет логичным появление еще одного или нескольких тарифов. Подробнее наши планы в этом направлении я пока раскрыть не могу.
- Недавно на страницах журнала "Стандарт" вы назвали основным событием 2015 года утверждение на рынке парадигмы мультиэкранного и мобильного телесмотрения. Какими данными это подтверждается?
- Да, растущие продажи услуги "Единый Мульти" подтверждают рыночный тренд. И если в начале 2015 года мы и наши коллеги говорили о нем осторожно, то теперь большинство игроков считают эту тенденцию одной из основных на российском рынке платного ТВ. Но главная примета прорыва – реакция крупных отечественных медиахолдингов. В начале прошлого года на одной из важных российских ИКТ-конференций их представители крайне скептически высказывались о перспективах ОТТ TV. Но уже к концу года, убедившись в операторских успехах, национальные медиахолдинги предложили меры, ограничивающие ОТТ-игроков, утверждая в том числе, что ОТТ-пользователей нельзя корректно сосчитать. Но это не так. Технологии оценки количества ОТТ-зрителей есть и быстро развиваются. Я думаю, ограничения, включая законодательные, здесь недальновидны. Крупные российские производители ТВ-контента вскоре поймут, что вместе мы не потеряем рынок, а на новом витке сделаем его больше и шире.
- В ноябре "Триколор ТВ" подключил 6‑миллионного HD-абонента, доля смотрящих HDTV превысила 50 % базы. Вы говорили, что к 2017 году рассчитываете перевести на HD‑оборудование 100 % абонентов. Какие рыночные мероприятия для этого планируете?
- Мы регулярно проводим кампании, подчеркивая преимущества HD. Кроме того, в 2015 году у нас прошли две акции, снижавшие единовременные затраты на переход в HDTV: "Подключи за 0" для тех, кто подключался впервые, и "Обменяй за 0" для тех, кто обменивал приставку. Абоненты получили комфортные условия замены комплекта оборудования и при этом стали потребителями более качественной и наполненной услуги. Акции дали нам свыше 20 % новых подключений и переподключений.
- Менялась ли в течение года ваша партнерская политика?
- Она постоянно развивается. В прошлом году мы открыли розничную сеть: центры продажи и обслуживания и фирменные салоны-магазины "Триколор ТВ" – и довольны ходом реализации этой программы: открыв первые магазины в августе, к началу 2016 года мы довели число точек до 200. В текущем году планируем открыть флагманские салоны в Москве и в Петербурге. Кроме того, мы впервые провели партнерский бизнес-форум "Триколор ТВ", собрав около 100 крупнейших дилеров в Калининграде. На форуме выступили руководители компании, представители наших стратегических партнеров, которые рассказали о достижениях, новых разработках и планах. Дилеры посетили заводы в Гусеве, где наш технологический партнер GS Group производит отечественные ТВ-приставки. Но самое главное, мы провели на форуме стратегическую сессию, где вместе с дилерами разработали план действий, который поможет нам оставаться успешными. Мы также открыли программу обучения дилеров, считая принципиально важным развивать сотрудничество в построении совместного бизнеса.
- После запуска спутника "Экспресс-АМУ1" с транспондерами Ka-диапазона "Триколор ТВ" объявил о возможном возвращении к предоставлению услуг спутникового Интернета. Можно ли ожидать этого в 2016 году?
- Мы не исключаем возможности запуска интернет-услуг на обновленных спутниковых платформах. Но пока лишь обсуждаем с ГПКС и Eutelsat варианты бизнес-планов.
- В ноябре 2015 года "Триколор ТВ" запустил пакет из двух Ultra HD-каналов. По оценке аналитиков, в 2016 году операторы могут рассчитывать на 260 тыс. домохозяйств, владеющих либо готовых приобрести 4K-телевизоры и приемное оборудование. Появятся ли у вас в этом году коммерческие Ultra HD-пакеты и каковы будут их цены?
- Доступ к пакету каналов сверхвысокой четкости мы пока предоставляем бесплатно всем желающим абонентам по запросу. Разрабатываются несколько сценариев развития Ultra HD-пакета, в том числе его монетизации. Вопрос, какой из них будет принят, пока обсуждается.
- С падением курса рубля права на трансляцию западного контента дорожают. Государство стимулирует вещание отечественных программ. Российские медиахолдинги в этой ситуации диктуют жесткие условия. Как будет действовать "Триколор ТВ"?
- Мы не планируем менять вещательную политику. Наша задача – развивать качество контента. И эту линию определяет не государство или бизнес, а сам абонент. У нас есть собственные данные телеизмерений, мы видим, за что голосует абонент, и не готовы рисковать самым дорогим. За год мы усилили основную услугу: в пакет "Единый" вошли телеканалы CNN, Eurosport, КХЛ HD, "Дом кино Премиум" и другие.
До конца 2015 года мы вели переговоры с правообладателями и заключили контракт с одним из крупнейших российских медиахолдингов – в основной услуге и в дополнительных пакетах появятся телеканалы, которые ранее никогда не входили в пакеты "Триколор ТВ".
- Как идут дела в Сибири? Есть ли планы развития на Дальнем Востоке?
- В Сибирском регионе ситуация двоякая: мы еще не достигли того, на что рассчитывали изначально, но темпы прироста абонентской базы очень хорошие. В Сибири у "Триколор ТВ" уже около 1 млн абонентов. На рынок Дальнего Востока в ближайшее время мы выходить не предполагаем.
источник