Борьба России за рекламный рынок Казахстана вступила в решающую фазу
17 декабря 2015
Запрет рекламы на иностранных каналах в Казахстане вызвал оживленную дискуссию. Обсуждение этой темы активно идет как в социальных сетях, так и на страницах национальных и иностранных СМИ. Тот факт, что это произошло уже после принятия закона, говорит о том, что, скорее всего, эта дискуссия навязана нам из-за рубежа.
Но давайте разберемся, из-за чего весь сыр бор.
Если отбросить всю шелуху, которой прикрывают критики принятого закона истинный смысл происходящего, то борьба идет за рекламный рынок Казахстана. За то, кому достанутся деньги с этого рынка. Казахстанским телеканалам, газетам, журналам, интернет площадкам, или российским телеканалам и их агентам в Казахстане.
Объясню суть. Раньше, российские телеканалы, которые беспрепятственно вещают в Казахстане, не рассматривали серьезно казахстанский рекламный рынок, т.к. он был слишком маленький, по сравнению с российским и украинским. Но в связи с экономическим кризисом и после потери украинского рынка, казахстанский рекламный рынок, остался единственным значимым источником дополнительных доходов для российских телеканалов. И теперь он стал интересен. С начала 2014 года, началась массированная экспансия россиян на казахстанский рынок рекламы. Первым стал канал РТР. Телеканал стал измеряться в панели TNS Gallup Media и продавать рекламу на своем канале. Для непосвященных надо пояснить, что TNS Gallup Media это независимая международная компания, занимающаяся измерениями рейтингов телеканалов, радио и других СМИ. Исследованиям этой компании доверяют все крупнейшие мировые рекламодатели и вся телевизионная реклама продается на основе этих измерений.
За РТР последовали каналы НТВ, ТНТ, РенТВ, Первый канал. Все это привело к тому, что более 30% денег с телевизионного рекламного рынка стало утекать в соседнюю Россию, и эта цифра имела тенденцию к увеличению. Казахстанские СМИ, и в первую очередь частные телеканалы, рисковали остаться без средств. Ведь в борьбе за рекламный рынок, российские телеканалы и их рекламные агенты в лице кабельных операторов устроили откровенный демпинг. Кроме того, российские телеканалы изначально находятся в привилегированном положении, так как на них не распространяются ограничительные меры казахстанского законодательства о СМИ в области рекламы и языка.
Как я уже сказал, частные казахстанские телеканалы, они же и самые популярные, получают доход только от рекламы. Из этих денег оплачивается создание телевизионных программ. Но так как казахстанский рекламный рынок небольшой, средств этих не достаточно. Для примера, на производство среднего российского сериала затрачивается от 150 тыс. долл. за серию. А на некоторые сериалы - намного больше. Например, бюджет 10-ти серийного российского сериала «Пепел» составил около 12 млн. долларов, более 1 млн. долларов за серию! Бюджет только одного российского «Первого канала» более 1,5 миллиарда долларов, что во много раз превосходит бюджет всех казахстанских телеканалов вместе взятых.
При этом казахстанские телеканалы, могут позволить себе снимать сериалы не дороже 35 тыс. долл. за серию. Исключение составил 4-х серийный сериал «Касым», который финансировался тремя казахстанскими телеканалами и по качеству превосходит многое российские аналоги. Затраты на него составили более 150 тыс. долл. за серию. Та же ситуация и с большими форматными проектами и ток-шоу. На нашем телевидении есть качественные проекты: Х-Фактор, Казахстан Даусы (формат Голос). Но эти исключения, подтверждает правило: казахстанскому телевидению не хватает средств для развития.
Изучив все эти тенденции и явления, наши депутаты, приняли совершенно справедливое решение о запрете рекламы на иностранных каналах. Это сделано для того, что бы все деньги, поступающие с рекламного рынка, оставались в Казахстане и шли на развитие отечественных СМИ. Сразу нужно сказать, что речи о закрытии вещания российских каналов не стоит. Принятый закон не запрещает вещание российских каналов, а только ограничивает продажу рекламы на этих каналах и препятствует уводу рекламных денег в соседнюю Россию.
Надо сказать, что ровно такие правила еще год назад, установлены в самой России для иностранных телеканалов.
Но наши российские коллеги, в борьбе за кусок казахстанского рекламного пирога и не думали сдаваться. В ход пошли все возможные способы, вплоть до шантажа и угроз. События разворачивались так:
Сначала российские коллеги, пригрозили нашим кабельщикам, своим же партнерам и рекламным агентам, что все последствия от принятого закона они переложат на их плечи. Конечно же, большинство кабельных операторов разориться, говорят наши соседи, ведь мы не сдвинемся ни на шаг, не уберем рекламу! А вы, партнеры, сами выкарабкивайтесь. Конечно, наши кабельные операторы возмутились, но адресовали свое возмущение не своим партнерам - российским телеканалам, а родной стране. Написали открытое письмо Президенту, депутатам Парламента: «Мол, как так? Вы защищаете национальный рекламный рынок, а как же мы? Мы ведь питаемся крошками рекламных доходов с российского куска, а сейчас и этих крох лишаемся!». При этом кабельные операторы скромно умалчивают, что получают основной доход в виде абонентской платы с потребителей.
Дальше - больше. Как пишут некоторые авторы, в Астану прибыл «десант» из представителей российского правительства, администрации президента и представителей нескольких российских каналов. Россияне в свойственной агрессивной имперской манере придерживаются тактики нападения. Наши соседи грозили отключить российские телеканалы, отсылая наших чиновников к Майдану, напоминая, что украинские события начались именно с закрытия российских СМИ.
Затем депутат Мажилиса Айгуль Соловьева вносит на рассмотрение Парламента законопроект, предусматривающий отмену принятых ограничений рекламы на иностранных каналах. Что это - лоббирование интересов российских каналов, как утверждают некоторые авторы, или забота о нашей стране - не берусь судить. Но факт остается фактом, такой законопроект внесен и обсуждается Парламентом.
Сегодня, 17 декабря, в бой вступили российские СМИ в лице газеты «Коммерсантъ», которая на своих страницах опубликовала статью «Тенге снимают с эфира. Российскому телевидению запрещают казахстанскую рекламу», где, уже россияне не прикрываясь «фиговыми листочками» заботы о казахстанских телезрителях пишут:
«Ведущие российские телекомпании рискуют лишиться казахстанского рынка, который после конфликта с Украиной стал для них крупнейшим за пределами страны. После потери украинского рынка для российских телевещателей Казахстан, будучи значительно меньше по доходам, оказался главным внешним рынком по объему сбыта. По данным Vi, в 2014 году рынок телерекламы в Казахстане составил 24,1 млрд тенге, или около 5 млрд руб. Топ-менеджер рекламного агентства, работающего в Казахстане, оценивает объем телерекламы на российских каналах в республике в 2015 году в 1,5-1,6 млрд тенге, включая НДС, то есть около 320 млн руб. Львиная доля этой суммы приходится на "РТР-Планету", чья доля аудитории в стране составляет 10,7% среди зрителей старше 18 лет, отмечает он. Второй крупнейший игрок на казахстанском рынке среди российских каналов — "Первый канал. Всемирная сеть".
А дальше вообще не стесняясь, российские коллеги пишут: «В течение года после вступления закона в силу штрафов за показ рекламы не будет, надеется топ-менеджер одного из российских медиахолдингов. Более того, по его мнению, для россиян "с большой долей вероятности" все же будут предусмотрены исключения в законе, что может быть сделано до 20 декабря. Представитель Минкомсвязи подтвердил, что переговоры с казахстанскими чиновниками ведутся. Делегация Минкомсвязи была в Казахстане, но переговоры еще не закончены, добавил источник, знакомый с ситуацией».
Тем самым подтверждая, что «десант», о котором сообщалось, действительно был, и российские чиновники давят на казахстанских чиновников и депутатов с одной лишь целью – позволить российским телеканалам участвовать в дележе казахстанского рекламного «пирога».
Ну что ж, соглашусь с одним из комментаторов в сети, который написал: «Битва за казахстанский рекламный рынок вступает в решающую стадию. В ход пошла российская «артиллерия» в виде газеты Коммерсантъ. На очереди «крылатые ракеты» наземного и морского базирования…».
А развязки этой баталии ждать совсем не долго. Закон, ограничивающий рекламу на иностранных каналах, вступает в действие с 1 января 2016 года. Удастся ли нашим чиновникам и депутатам сдержать российский натиск и защитить интересы национальных СМИ, покажет время.
Казбек Курмашев.
источник
---------- Сообщение добавлено в 07:45 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 07:25 ----------
В России запустят краудфандинг-спутник
Команда разработчиков спутника «Маяк» сообщила об официальном начале подготовки к орбитальному запуску первого в России космического аппарата, созданного методом краудфандинга. Также продолжается сбор средств на спутник «Маяк»: на данный момент собрано около 400 тыс. рублей, оставшаяся сумма к сбору – около 8,6 млн рублей, уточнили в пресс-службе «Спутника».
Правда, в июне 2015 года РИА «Новостям» специалист российской космической компании «Даурия Аэроспейс» (Dauria Aerospace) Виталий Егоров, причастный к проекту, заявлял, что всего на спутник «Маяк» необходимо потратить 15 млн рублей с учетом проведения испытания и вывода на орбиту, так что вёлся активный поиск спонсоров.
«Маяк» - это совместный проект группы энтузиастов, развивающийся на базе МГТУ имени Баумана и других академических площадок под руководством Александра Шаенко. На данном этапе аппарат строится энтузиастами, а также студентами и аспирантами в лаборатории Университета машиностроения (МАМИ).
Партнеры проекта участвуют в нем своим временем и материалами, а не деньгами, уточнили TelecomDaily в пресс-службе проекта. Например, «НИИКАМ» предоставляет реальную космическую пленку толщиной 5 мкм с металлизацией 20 нм, которая производится в России в Переславле-Залесском. Это тот самый полиэтилентерефталат (ПЭТ), из которого делают пластиковые бутылки: этот же материал работает в космосе.
Рендер спутника с раскрытым отражателем
Главная цель проекта – популяризация космонавтики и космических исследований в России, а также повышение привлекательности научно-технического образования в среде молодежи. «Мы, команда проекта, хотим показать на практике, что космос стал ближе и доступнее, что теперь запуск реального космического аппарата может быть осуществлен друзьями и единомышленниками», - заявил руководитель проекта Александр Шаенко.
Публичная сторона запуска будет состоять в том, что после запуска и вывода на орбиту «Маяк» раскроет солнечный отражатель, который станет пускать на Землю гигантские солнечные «зайчики». Это будет выглядеть как вспышки самой яркой звезды на ночном небе. Отражатель представляет собой трехметровую правильную пирамиду из светоотражающей металлизированной пленки, которая в 20 раз тоньше человеческого волоса. Предполагается, что следить за полетом спутника и узнать местоположение "самой яркой звезды" можно будет через мобильное устройство, установив специальное приложение: скачать его можно будет в ближайшее время.
Среди научных целей запуска — испытание в реальном полете аэродинамического тормозного устройства, которое в дальнейшем можно будет использовать для сведения с орбиты космического мусора. Отслеживая полет спутника в самых верхних слоях атмосферы, можно будет получать новые сведения о плотности воздуха на большой высоте. Кроме того, пирамида «Маяка» будет использоваться как эталонный объект для проверки расчетов видимой звездной величины космических объектов.
Запуск спутника запланирован на второй квартал 2016 года с космодрома Байконур ракетой-носителем «Союз-2» с разгонным блоком «Фрегат». Командой создателей «Маяка» заключено соглашение о запуске с государственной корпорацией «Роскосмос». Спутник уже прошел стратосферные испытания, и сейчас производится его летный экземпляр, который будет запущен на орбиту в середине 2016 года.
Создатели предполагают, что спутник прослужит на орбите 1 месяц, постепенно снижаясь. На последнем витке он войдет в плотные слои атмосферы и сгорит без остатка, не создавая космического мусора.
источник
---------- Сообщение добавлено в 07:57 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 07:45 ----------
Россияне стали меньше доверять телевизору
Виталий Акимов
© ComNews
18.12.2015
Клиенты спутниковых и кабельных операторов доверяют информации, которую получают из телевизора больше, чем зрители эфирного ТВ. Компания Synovate Comcon представила результаты исследования медиапотребления в России по итогам девяти месяцев 2015 года. По их данным самым востребованным контентом на телевидении остаются новости.
По данным компании Synovate Comcon аудитория кабельного и спутникового телевидения активно растет: с 28% в 2013 г. до 32% по итогам 9 мес. 2015 г. Доля тех, кто смотрит только эфирное ТВ наоборот, снижается – за тот же период она упала на 6 п.п. Эксперты объясняют это ростом качества в новых каналах доставки сигнала, а также тем, что россияне часто выбирают пакетные подключения (ТВ, Интернет, телефония).
Согласно результатам исследования, среди абонентов кабельного и спутникового ТВ выше доля тех, кто смотрит телевизор чтобы отдохнуть и развлечься. Но, независимо от способа доставки, самым востребованным контентом для россиян остаются новости.
Операторы связи в целом эти выводы подтверждают. Как сообщили ComNews в пресс-службе оператора "Акадо Телеком", профиль телесмотрения их абонентов на протяжении последнего времени остается неизменным. По данным системы анализа телесмотрения компании, стабильно высокий рейтинг у новостных программ "Первого канала" и "России 1". Но наблюдается зрительский интерес и к качественным развлекательным программам, спортивным трансляциям, фильмам и сериалам на разных каналах. При этом большой популярностью пользуются сериалы отечественного производства.
Оператор спутникового телевидения "Орион Экспресс" отмечает, что сейчас фоновое телесмотрение сменяется фокусным. "Абоненты хотят видеть в эфире именно то, что им интересно, поэтому большую популярность приобретают нишевые телеканалы, а также сервисы, повышающие комфорт телесмотрения", - сообщил директор по маркетингу ООО "Орион Экспресс" Дмитрий Жичин. По его словам, однозначно выделить контент, который предпочитают абоненты компании сложно – аудитория очень разная. Как правило, большой популярностью пользуются спортивные каналы, каналы с фильмами и сериалами, а также детский контент.
По данным аналитического отчета ПАО "МТС" по потреблению ТВ-контента за III квартал 2015 года, уверенно растет популярность российского контента на фоне снижения интереса к зарубежным ТВ-продуктам. По информации оператора, доля телесмотрения фильмов, сериалов и телепередач отечественного производства выросла на 11 п.п. до 81% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. Суммарное время телесмотрения каналов российского производства в среднем по стране выросло на 34%, наибольшим спросом отечественный контент пользуется у жителей Урала и Юга России. Согласно отчету МТС, спрос на зарубежный контент в регионах упал почти на 20%. При этом, в Москве и Петербурге падение спроса на зарубежный контент существенно ниже – порядка 8%. Среднее время телесмотрения у абонентов МТС ТВ составляет порядка 200 минут в день. Фаворитом по продолжительности телесмотрения является развлекательный контент – реалити и ток-шоу, юмористические передачи и другое. Далее по популярности идут фильмовые, спортивные и познавательные каналы; замыкают рейтинг детские, информационные и музыкальные эфиры.
По данным исследования Synovate Comcon, уровень доверия к информации, которую транслирует телевидение, у россиян упал до показателей 2013 года. Два года назад, по данным Synovate Comcon, доверяли 36% (кабельное и спутниковое ТВ) и 38% (эфирное ТВ). В 2014 году уровень доверия вырос до 43% (кабель и спутник) и 42% (эфир), но в 2015 вновь упал – 37% и 34%, соответственно. Резкое снижение обусловлено в первую очередь спадом популярности ТВ после волны патриотических настроений в первой половине 2014 года, считают авторы исследования. По прогнозу Synovate Comcon, в 2016 году доверие к ТВ также будет снижаться – это долгосрочный тренд.
У клиентов кабельных и спутниковых операторов есть возможность ознакомиться с большим количеством точек зрения на события, отсюда больше доверия ТВ, объясняют эксперты. "В спутниковом и кабельном ТВ подписчики сами могут формировать набор каналов, в том числе включая в свой пакет каналы, где можно услышать другую точку зрения на события", - пояснили ComNews в пресс-службе Synovate Comcon.
Отметим, что данные Synovate Comcon несколько разнятся со статистикой других исследователей. Так, по данным опроса Фонда "Общественное мнение" (ФОМ) (по состоянию на 30 июня 2015 года) телевидение является главным источником новостей для 88% россиян. 63% жителей страны доверяют ТВ больше, чем каким-либо другим источникам информации. По данным ФОМ, чаще всего по телевизору люди смотрят новости (58%), художественные фильмы (52%), развлекательные программы (34%), телесериалы (26%) и спортивные программы (25%).
источник