"Матч ТВ" планирует выйти на самоокупаемость"
Генеральный продюсер «Матч ТВ» Тина Канделаки, ответила на вопросы читателей.
—Добрый день, уважаемые читатели. Сегодня у нас в гостях генеральный продюсер телеканала «Матч ТВ» Тина Канделаки. Тина отвечает на ваши вопросы, которые вы задавали в течение последней недели. Вопросов было много. Спасибо вам за это, и постараемся сегодня ответить на наиболее интересные из них. Тина, добрый день. Спасибо, что уделили нам внимание. Очень приятно, что это, наверное, такая первая большая встреча с онлайн-читателями после запуска телеканала. Прошло чуть больше месяца с момента запуска. Какие-то промежуточные итоги можно подвести и рассказать о том, как, в общем-то, все запустилось и стартовало?
—Давайте в первую очередь познакомимся. Потому что я нахожусь здесь со своими коллегами. Рядом со мной Наталья Билан, креативный продюсер нашего субхолдинга, Александр Пронин, который отвечает полностью за всю аналитику на нашем канале, субхолдинге в частности. Потому что когда говорится о том, что я занимаюсь «Матч ТВ», это не совсем точная формулировка. «Матч ТВ» — это не просто канал. «Матч ТВ» — это субхолдинг, который состоит из федерального канала и из 11 тематических каналов.
Наверное, самым большим нашим достижением является то, что мы полностью исключили из федерального канала «Матч ТВ» неспортивное вещание, то, что было на «России 2». Я имею в виду сериалы, кино, которые никакого отношения не имели и не имеют к спорту.
Это была главная задача: посмотреть, как будет выглядеть спортивный канал, как его будут смотреть. Судя по цифрам, канал продолжают смотреть, он не «упал». То есть даже несмотря на то, что люди, большая часть аудитории, в частности женская, лишилась своих любимых сериалов, люди не перестали смотреть.
Наоборот, одни ушли, другие пришли. Пришли, в частности, мужчины 18–34 лет, что для нас очень приятно, потому что это молодые зрители, которые с нами всерьез и надолго. А дальше долго можно говорить о том, что смотрят, что не смотрят...
—БИЛАН: Как только Тина сказала, что канал не упал, тут же проснулись коллеги наших уважаемых хозяев, и начали сравнивать, упал ли канал или нет. Все же разбираются в цифрах у нас.
—КАНДЕЛАКИ: На самом деле я бы хотела, чтобы Саша Пронин провел небольшой ликбез, прежде чем мы вообще начнем говорить о цифрах, зрителях и рейтингах. Потому что очень многие коллеги, в частности и ваши, и наши, я имею в виду журналисты пишущие, пытаются говорить о рейтингах. Так вот, давайте Саше Пронину предоставим слово.
Пусть он немножко обрисует и расскажет о том, что такое телевизионная аудитория. На какую аудиторию, в частности, ориентируется «Матч ТВ» сегодня. Какая аудитория до этого была на телеканале «Россия 2». И куда мы, собственно говоря, стремимся, с точки зрения, еще раз говорю,
—Расскажите немного, пожалуйста, о рейтингах «Матч ТВ»?
—
—ПРОНИН: Добрый день. Сравнивать любые рейтинги нужно очень осторожно. И даже сравнивать «Матч ТВ» с «Россией 2» не совсем корректно. Потому что если посмотреть по наполнению, оба канала кардинально отличаются.
«Россия 2» и по имиджу, и по своему наполнению не являлась спортивным каналом, а была каналом-собрендом от «России 1» с элементами спорта, спортивными событиями. Это первое.
Второе. Понятно, что на телевидении, за исключением крупных событий, чемпионатов мира и Олимпиад, спортивные события никогда не являются топ-программами. Поэтому ожидать, что спортивный канал будет давать цифры выше НТВ, ТНТ или СТС, тоже не совсем правильно. Это второе.
Третье. Многое зависит от того, по какой аудитории сравнивать. Я видел самые разные источники, самые разные сравнения: 18+, 4+. Но они не дают реальную картину. Потому что спортивный канал — это в большей степени территория мужчины. Поэтому наша целевая аудитория сейчас мужчины 25–59 лет. Соответственно, в этой аудитории также есть различные сегменты.
Так вот, в молодежной части, мужчины 18–45, «Матч ТВ» по сравнению с октябрем, когда еще работала «Россия 2», прибавил 7% молодой мужской аудитории. Да, есть некоторое снижение по более старшей аудитории, которая смотрела сериалы. Но сериалы, которые шли по «России 2», извините, никаким боком не относятся к спортивному вещанию и к спорту.
Ситуация следующая. Канал стал еще более мужским, более молодым, что хорошо с точки зрения рекламодателей. Мы все понимаем, что продать что-либо аудитории 55+ или женщинам 50+ не так просто, эта аудитория не так востребована рекламодателями, как 18–45.
У нас не pay TV, а открытый федеральный эфирный канал. Это важно с точки зрения продажи рекламы. И самое главное, канал, его основная функция — популяризация спорта в стране и показ всей палитры спорта.
Если взять спортивные трансляции, посмотреть рейтинги и сравнить опять же спортивные трансляции на «России 2» и спортивные трансляции на «Матч ТВ», то будет виден рост около 30–40% по мужской целевой аудитории.
Поэтому спорт гораздо больше смотрят на «Матч ТВ». Понятно, что нам удалось создать некую понятную зрителю территорию спорта, и спорта больших достижений, и различных более нишевых историй, связанных с здоровым образом жизни, и так далее.
—Вы удовлетворены полученными цифрами?
—ПРОНИН: У нас были определенные прогнозы до запуска, по ним мы отклонились процентов на десять. А по спортивным трансляциям даже превысили ожидания. Поймите, что это запуск канала, это полное переформатирование.
Тут не может быть сразу фейерверка. Мы же не с Олимпиады начали, а с регулярной сетки.
Понятно, что аудитория меняется. Аудитория должна привыкнуть к каналу, какие-то шоу будут раскручиваться, какие-то умрут. Это только начало процесса.
—КАНДЕЛАКИ: У Натальи Билан больше опыта. Все мы в определенном смысле открываем мир телевидения. Потому что не так часто в России запускаются федеральные каналы. И так как они нечасто запускаются, у людей нет соответствующего опыта.
—БИЛАН: В России нет опыта ждать и терпеть.
—КАНДЕЛАКИ: Нет опыта ожидания. Поэтому Наташа в двух словах расскажет, как в ее карьере такое событие уже происходило. Для людей, у которых есть профессиональный телевизионный опыт, как это ни цинично звучит, абсолютно все равно, запускать канал о спорте, запускать канал о культуре или запускать детский канал. Алгоритм запуска, ожиданий и результатов, если ты умеешь это делать профессионально, один и тот же.
—Ориентировались ли вы на какой-то зарубежный опыт при создании канала? В частности, на тот же ESPN?
—БИЛАН: Специфика российской аудитории в том, что всем нравится зарубежное. Об этом еще Чаадаев писал. Как только мы начинаем пытаться построить что-то по западному образцу в России, это терпит фиаско. Потому что мы очень самобытные. Очень самобытные по эмоциям, по нигилизму, максимализму.
А аудитория, которая любит спорт, я имею в виду спорт высших достижений, считает спорт своей эксклюзивной аудиторией. То есть это должно выглядеть так, как они себе представляют в голове. Вот именно так это должно выглядеть. Именно в таких пропорциях должен быть футбол, хоккей. Не должно быть, в качестве примера, гандбола или «Формулы-1».
Кому-то не нравится Губерниев, поэтому не должно быть биатлона, кому-то не нравится, как показали футбол. Этот набор претензий каждый наверняка про себя высказывал не раз в адрес канала «Матч ТВ». Поэтому ориентироваться на западный аналог было бы ошибкой.
Конечно, у меня здоровую продюсерскую зависть вызывает то количество денег, которые Skysport или ESPN вкладывают в спортивную документалистику, спортивное телевидение. Но ESPN около 30 лет. Первые пять они точно были в убытке, а дальше они 13 лет строили успешный проект.
То, в какой успешный бизнес-проект превратился ESPN, вызывает у меня неподдельное восхищение, уважение. Когда я столкнулась с тем, что в России, огромной стране, в которой так любят спорт, не снято и десяти документальных фильмов о спорте, о спортсменах, то была очень удивлена.
Потому что, во-первых, это нерейтингово, во-вторых, если это не первая пятерка хоккейной сборной, футбольной сборной, которые раскручены благодаря Первому каналу, то это опять же нерейтингово.
Мы сейчас снимаем прекрасного парня Постригая, вратаря из пляжного футбола. Роскошный молодой парень, абсолютно современный, который любит спорт. Мы делаем программу о волейбольной династии Зайцевых. Так там отец со слезам на глазах говорил, что теперь может умирать, потому что его в прайм показали на федеральном канале. Для меня этого достаточно. Западное телевидение живет такими эмоциями. Мы же их стыдимся. Мы не любим людей, которые не вошли в топ. Это очень тяжело. Нельзя в такой стране любить спорт. В России, как вы знаете, есть только черное и белое.
—КАНДЕЛАКИ: И мы не умеем быть благодарными через много-много лет. Помнишь, мы показывали сюжет из Юты про Андрея Кириленко. Он уже не играет, Кириленко не играет, не находится там постоянно, трудится в РФБ. Но простые люди вспоминают Андрея с благодарностью: «АК-47, как мы его любили, как мы на нем выросли. Русский, ты крутой, мы тебя любим». Это абсолютно неангажированная реакция.
—БИЛАН: Кириленко человек молодой, он еще может бороться с обидами. А спортсмены серьезно переживают на этот счет, когда вчера они были на коне, а сегодня о них все забыли. К Новому году мы готовим цикл поздравлений от наших уважаемых ветеранов, тех, кто выступал в 1970-е, 80-е, 60-е, 90-е.
Знаете, что самое тяжелое? Самое тяжелое — убедить их в том, что они интересны. Они разуверились в этом. Они говорят: «Я не могу ничего вспомнить, я не хочу вспоминать, у меня ничего нового не произошло».
Мы их переубеждаем. Об этом надо говорить. А о том, что мы не так показали какой-нибудь гол, не с того плана... Я помню самый первый поединок на «Матч ТВ», когда мы чуть-чуть ошиблись на съемке и не показали спорный момент. Это, конечно, интереснее. Главное, все в этом разбираются, что меня пугает.
—Вы упомянули ESPN, то, что они первые годы работали в убыток. А у вас есть какие-то бизнес-планы? Понятно, что речь о цифрах...
—
—БИЛАН: Они не пару лет работали над этим, а десятилетие. Я, как любой нормальный здравомыслящий человек, понимаю, что если вы не несете ответственность за бюджет, который вы тратите, и если вы не пытаетесь совместить доходы и расходы, рано или поздно вам зададут вопрос, что вы делали все это время, куда ушли деньги, на что.
Конечно, у нас есть планы. Во-первых, мы хотим стать безубыточным каналом, во-вторых, мы очень надеемся на интерес со стороны рекламодателей. Потому что нам тяжело биться за женскую аудиторию, которая особенно нравится рекламодателям. В большинстве продают женскую аудиторию, потому что женщины решают, что купить. Но появление такого интереса у молодой мужской аудитории, на наш взгляд, не должно пройти стороной. Потому что все западные бренды, связанные со спортом, ориентируются на молодое поколение. Надеюсь, что это принесет нам доходы и привлечет внимание рекламодателей.
—КАНДЕЛАКИ: Условно говоря, вы подходите под категорию 18–34 и наверняка смотрите «Матч ТВ», но мы также надеемся на вашу девушку или жену.
—БИЛАН: Я столкнулась с этим, когда мы с Александром Пронином запускали «Домашний» много лет назад. Женщина путем эмоционального давления и физических угроз может привлечь семью смотреть с ней сериалы, программы, шоу и концерт. А мужчина хотел бы посмотреть спорт один, в мужской компании. И это, конечно, нас немного сдерживает от той мысли, что мы быстро захватим семейную аудиторию.
Все равно эмоции, которые испытывает болельщик, когда смотрит спорт, они очень мужские, я в хорошем смысле этого слова говорю. Это достаточно прямолинейные эмоции, очень прямолинейный мужской юмор.
—КАНДЕЛАКИ: И будут обязательно обвинения. Будут говорить, как нам не стыдно, потому что это достаточно своеобразный юмор.
—«Газета.Ру». Женщины, мне кажется, скорее на красоту футболистов смотрят, на то, в каких они бутсах играют.
—БИЛАН: Мы пытаемся использовать этот момент.
—КАНДЕЛАКИ: Пока они смотрят на биатлон и Губерниева.
—БИЛАН: Вы будете смеяться, но женская аудитория приходит на «Матч ТВ» только ради биатлона. Хотя я была уверена в том, что их заинтересует «Эль-Классико», чемпионат Англии.
—КАНДЕЛАКИ: У Натальи просто имеется богатый итальянский и французский опыт. Так реагируют на футбол итальянские женщины. А в России этого нет. И по Москве здесь судить нельзя. Столица и остальная страна очень сильно различаются и по цифрам, и по запросам. Культура боления — это целая индустрия, и рекламная, и телевизионная. Мы пока находимся в зачатке.
—БИЛАН: Мы еще очень замкнутые, эмоционально закрытые. К тому же мы на телевидении всегда сталкиваемся с тем, что все разбираются в телевидении, а теперь еще и в футболе. Но меня всегда пугал этот максимализм и быстрая оценка того, что происходит. Я еще раз повторюсь, что, мне кажется, отсутствие терпения и умения ждать — это национальная черта.
—КАНДЕЛАКИ: Вынос диагнозов без диагностики. То есть диагностику никто не провел, но диагноз сразу ставят.
—БИЛАН: Это не то чтобы обидно. Я последние 25 лет занимаюсь телевидением. Я привыкла к тому, что в любой компании, если ты не успел скрыть, что работаешь на телевидении, то будешь виновата во всем.
Теперь вот я виновата в том, что «Формула-1» и биатлон никак не могут разойтись по времени. То, что мы показываем этих отвратительных тупых людей, как будто есть еще какие-то, которые разбираются в спорте. Где они, может, в параллельном мире? Я бы всех пригласила на большой диспут, но не знаю, как это сделать.
Ведь те же люди, которые ведут канал «Матч ТВ», которые являются нашими аналитиками, экспертами, они же тоже любят спорт. Но они имеют право любить его отлично от других. Я не очень понимаю, из-за чего спорить. Мы же не играем в футбол, мы же не соревнуемся. Просто мы показываем спорт и рассказываем о нем, а люди смотрят. Я читаю статьи тех, кто нас критикует. У меня тоже есть вопросы к стилистике и ко всему остальному.
http://www.gazeta.ru/interview/nm/s7929389.shtml