markovich
Профи в Сат-ТВ
«Триколор ТВ» будет развивать «сибирские пакеты»
Интервью с техническим директором «Национальной спутниковой компании» (проект «Триколор ТВ») Игорем Коцаревым
- Как создавался и развивался технический вещательный комплекс «Национальной спутниковой компании»?
kotsarev
«Триколор ТВ» начал вещание 12 ноября 2005 года со спутника Eutelsat W4 в позиции 36 градусов восточной долготы. Аппаратная компрессии, где происходит обработка ТВ-сигнала перед его передачей на спутник, в то время располагалась на территории центра космической связи «Сколково». Мы до сих пор используем вещательное оборудование производства американской компании Harmonic, в частности, кодеры и мультиплексоры. Производитель известный, и, насколько я знаю, в России с этим оборудованием работает целый ряд крупных ТВ-операторов.
С самого начала мы стали применять механизм статистического мультиплексирования, который позволяет существенно экономить спутниковую емкость без ухудшения качества сигнала. Этот механизм позволяет разместить на одном транспондере до 14 телеканалов (против традиционных 10). И это принципиальный момент, ведь чем больше каналов предлагает оператор, тем привлекательнее он для зрителя.
Сейчас мы вещаем 34 канала на европейскую территорию России и 40 на Урал и Сибирь. Соответственно, увеличилось количество кодеров, появился второй вещательный комплекс (Сибирь), организованы дополнительные каналы связи - базовые и резерв. Отдельные серверы обеспечивают работу дополнительных сервисов - «Телегида» (EPG) и «ТВ-почты».
- Что сегодня представляют собой вещательные комплексы?
Сейчас у нас два вещательных комплекса: один для проекта «Триколор ТВ Центр» (спутник Eutelsat W4), другой - для «Триколор ТВ Сибирь» (спутник «Бонум-1»). В состав каждого комплекса входят четырехканальные кодеры Harmonic, вещательное оборудование «Инфоканала» («Информационный канал» «Триколор ТВ» - прим. ред.), два мультиплексора, шифровальное оборудование и серверы, обеспечивающие работу системы условного доступа и дополнительных сервисов.
- Расскажите о последних инсталляциях.
Стоит упомянуть большой вещательный комплекс, который обеспечивает работу наших «Инфоканалов». В состав комплекса входят два сервера Playout PlayBox с платой DeckLink, два сервера графического оформления эфира, сервер создания и тестового прогона плейлистов и титровальных проектов, программный редактор конфигурации окон Zandar Z-Editor, система полиэкранного отображения Zandar DX8, матричный коммутатор Kramer VS1-616SDI, Ethernet-контроллер Kramer FC-1ETHN и т. д. Комплекс позволяет в режиме реального времени выводить на экран несколько телевизионных потоков. Внешне это выглядит как мультиэкранное изображение: на экране в пяти окнах одновременно транслируются каналы платного пакета. Таким образом, даже те зрители, которые не имеют подписки на платный пакет, могут получить наглядное представление о его содержимом благодаря «Инфоканалу». Комплекс создан и внедрен специалистами российской компании SVGA.
- Есть ли у комплекса возможности для расширения, в том числе увеличения количества каналов?
Конечно. Это свободно масштабируемая система. Другое дело, что сейчас на спутниках, через которые мы вещаем, существует дефицит свободных емкостей. Добавлять новые каналы просто некуда. Сам же вещательный комплекс нас никак не ограничивает.
- Есть ли планы по модернизации комплекса на 2009 год?
Со второй половины 2008 года мы развиваем новое направление - дополнительные сервисы. Каждый новый сервис - это новое оборудование. Так что в обозримом будущем комплекс вырастет функционально.
На наш взгляд, «Триколор ТВ» должен стать для пользователя чем-то большим, чем просто телевидение. Альтернативных ТВ-операторов в России не так уж мало, становится все труднее выделиться, «зацепить» зрителя. Такой «зацепкой» как раз могут стать дополнительные услуги.
- Какие интерактивные сервисы предлагает «Триколор ТВ» и кто может ими воспользоваться?
Интерактивные сервисы «Триколор ТВ» - «ТВ-чат» и «ТВ-почта» - доступны всем зарегистрированным абонентам. «ТВ-чат» - это сервис отображения на экране телевизора текстовых сообщений, отправленных с мобильного телефона или через интернет. В отличие от традиционных телевизионных чатов, которые мы привыкли видеть на тех же молодежных каналах, чат «Триколор ТВ» можно вызывать на экран или отключать по собственному желанию. Сейчас «ТВ-чат» работает на двух телеканалах платного пакета - «Телепутешествия» и «Веселое ТВ».
«ТВ-почта» позволяет адресно отправлять текстовые сообщения прямо на экран телевизора. Например, можно послать ТВ-письмо родным в Иркутске или Краснодаре - для этого достаточно знать номер приемника, который они используют для просмотра «Триколор ТВ». Включив телевизор, они увидят в углу экрана значок конверта - это значит, что пришло новое сообщение. Письмо открывается нажатием кнопки на пульте ДУ. И это только начало - со временем зрители смогут получать «по телевизору», например, новости своего региона, обмениваться фотографиями, создавать сообщества по интересам… Возможностей масса.
Стоит упомянуть и о такой услуге, как «Телегид» (Electronic Program Guide - EPG), который позволяет просматривать телепрограмму с расширенным описанием передач прямо на экране телевизора.
- Какие приставки Вы рекомендуете абонентам для приема сигнала?
Для приема «Триколор ТВ» подходит любой спутниковый ресивер, имеющий встроенный модуль доступа DRE-Crypt, либо комплект, состоящий из ресивера со слотом Common Interface (CI) и внешнего модуля доступа DRE-Crypt.
- Каким был прирост абонентской базы «Триколор ТВ» в 2008 году?
Наша база увеличилась втрое - с 1,5 млн (показатель на 1 января 2008 года) до 4,35 млн, что составляет годовой прирост в 190% (2,85 млн абонентов). Для сравнения скажу, что в прошлые годы максимальный годовой прирост среди мировых спутниковых DTH-операторов показал индийский Dish TV - его абонентская база увеличилась на 100% в 2006 и на 80% в 2007 году. Абсолютный мировой лидер по количеству абонентов - американский оператор DirecTV - «рос» в среднем на 5,5% в год, британский гигант BSkyB - на 4,7%.
- Компания заявила, что 31 декабря 2008 года к «Триколор ТВ» подключились 60 тыс. абонентов. За счет чего удается так массово привлекать новых зрителей?
Наши дилеры из регионов рассказывают, что в небольших городах считается «хорошим тоном» дарить комплекты «Триколор ТВ» родным и друзьям на Новый год. Это уже сложившаяся традиция. В прошлый Новый год тоже был всплеск подключений, - не такой, как в этот раз, но вполне ощутимый.
Своей популярностью «Триколор ТВ» обязан, в первую очередь, бесплатному «Базовому» пакету федеральных телеканалов. При подключении каждый зритель получает право бесплатного просмотра более десятка каналов на неограниченный срок. Без всякой абонентской платы. Плюс по желанию - еще 20 каналов за символическую плату в 50 рублей в месяц. По данным всероссийского опроса ВЦИОМ, в середине 2006 года треть россиян могла принимать всего два канала - «Первый канал» и «Россию». 30 каналов и 2 - согласитесь, разница ощутимая.
- Какие пакеты сегодня предлагает «Триколор ТВ» свои абонентам? Предвидятся ли изменения в пакетировании в 2009 году?
Помимо бесплатного «Базового» пакета, мы предлагаем зрителям дополнительные тематические пакеты телеканалов. Для «Триколор ТВ Центр» это «Оптимум» (12 каналов для всей семьи), «Кинопоказ» (5 фильмовых каналов), «Калейдоскоп» (7 развлекательно-познавательных каналов), «Ночной» (2 эротических канала). При подключении любого платного пакета зритель получает в подарок подписку еще на 7 каналов (пакет «Бонусный»).
Для «Триколор ТВ Сибирь» картина несколько иная: зрителям предлагаются пакеты «Базовый» (бесплатный), «Оптимум» (30 каналов) и «Ночной» (2 канала).
В 2009 году мы планируем существенно увеличить количество каналов «Триколор ТВ Сибирь». Что касается «центрального» проекта - здесь серьезных изменений не предвидится, в силу уже упоминавшегося мной дефицита спутниковых емкостей на Eutelsat W4.
- Есть ли у компании планы развивать HD-направление? Имеется ли для этого техническая возможность?
Технически все возможно. Однако нужно понимать, что HD - это специфическая услуга, не рассчитанная на массового зрителя. По крайней мере, пока. HD-телевизоры и абонентские приставки - достаточно дорогое удовольствие. Мы же изначально ориентированы на массовую аудиторию. HD-направление в России сейчас и без того неплохо развивается, появляются новые операторы, и они востребованы. Мы не считаем целесообразным «играть на чужом поле».
- Подведите итоги 2008 года для технической дирекции компании и поделитесь планами. Скажется ли кризис на развитии вещательного комплекса?
В 2008 году мы реализовали целый комплекс мероприятий по обеспечению бесперебойного вещания. В частности, внедрили профессиональную систему аппаратного мониторинга транспортных потоков, позаботились о резервировании вещательного оборудования и каналов связи - на случай сбоев в работе базовых ресурсов. Организовали полноценное вещание проекта «Триколор ТВ Сибирь».
Что касается кризиса - технического комплекса он пока не коснулся. Разумеется, отчасти нас затронули и изменения валютных курсов, и рост цен на оборудование. Но поскольку основная часть вещательного комплекса уже сформирована, глобальных затрат на его развитие в обозримом будущем не предвидится. Так что работаем спокойно.
Источник: Журнал "Кабель и Спутник"
www.sat24.ru
Интервью с техническим директором «Национальной спутниковой компании» (проект «Триколор ТВ») Игорем Коцаревым
- Как создавался и развивался технический вещательный комплекс «Национальной спутниковой компании»?
kotsarev
«Триколор ТВ» начал вещание 12 ноября 2005 года со спутника Eutelsat W4 в позиции 36 градусов восточной долготы. Аппаратная компрессии, где происходит обработка ТВ-сигнала перед его передачей на спутник, в то время располагалась на территории центра космической связи «Сколково». Мы до сих пор используем вещательное оборудование производства американской компании Harmonic, в частности, кодеры и мультиплексоры. Производитель известный, и, насколько я знаю, в России с этим оборудованием работает целый ряд крупных ТВ-операторов.
С самого начала мы стали применять механизм статистического мультиплексирования, который позволяет существенно экономить спутниковую емкость без ухудшения качества сигнала. Этот механизм позволяет разместить на одном транспондере до 14 телеканалов (против традиционных 10). И это принципиальный момент, ведь чем больше каналов предлагает оператор, тем привлекательнее он для зрителя.
Сейчас мы вещаем 34 канала на европейскую территорию России и 40 на Урал и Сибирь. Соответственно, увеличилось количество кодеров, появился второй вещательный комплекс (Сибирь), организованы дополнительные каналы связи - базовые и резерв. Отдельные серверы обеспечивают работу дополнительных сервисов - «Телегида» (EPG) и «ТВ-почты».
- Что сегодня представляют собой вещательные комплексы?
Сейчас у нас два вещательных комплекса: один для проекта «Триколор ТВ Центр» (спутник Eutelsat W4), другой - для «Триколор ТВ Сибирь» (спутник «Бонум-1»). В состав каждого комплекса входят четырехканальные кодеры Harmonic, вещательное оборудование «Инфоканала» («Информационный канал» «Триколор ТВ» - прим. ред.), два мультиплексора, шифровальное оборудование и серверы, обеспечивающие работу системы условного доступа и дополнительных сервисов.
- Расскажите о последних инсталляциях.
Стоит упомянуть большой вещательный комплекс, который обеспечивает работу наших «Инфоканалов». В состав комплекса входят два сервера Playout PlayBox с платой DeckLink, два сервера графического оформления эфира, сервер создания и тестового прогона плейлистов и титровальных проектов, программный редактор конфигурации окон Zandar Z-Editor, система полиэкранного отображения Zandar DX8, матричный коммутатор Kramer VS1-616SDI, Ethernet-контроллер Kramer FC-1ETHN и т. д. Комплекс позволяет в режиме реального времени выводить на экран несколько телевизионных потоков. Внешне это выглядит как мультиэкранное изображение: на экране в пяти окнах одновременно транслируются каналы платного пакета. Таким образом, даже те зрители, которые не имеют подписки на платный пакет, могут получить наглядное представление о его содержимом благодаря «Инфоканалу». Комплекс создан и внедрен специалистами российской компании SVGA.
- Есть ли у комплекса возможности для расширения, в том числе увеличения количества каналов?
Конечно. Это свободно масштабируемая система. Другое дело, что сейчас на спутниках, через которые мы вещаем, существует дефицит свободных емкостей. Добавлять новые каналы просто некуда. Сам же вещательный комплекс нас никак не ограничивает.
- Есть ли планы по модернизации комплекса на 2009 год?
Со второй половины 2008 года мы развиваем новое направление - дополнительные сервисы. Каждый новый сервис - это новое оборудование. Так что в обозримом будущем комплекс вырастет функционально.
На наш взгляд, «Триколор ТВ» должен стать для пользователя чем-то большим, чем просто телевидение. Альтернативных ТВ-операторов в России не так уж мало, становится все труднее выделиться, «зацепить» зрителя. Такой «зацепкой» как раз могут стать дополнительные услуги.
- Какие интерактивные сервисы предлагает «Триколор ТВ» и кто может ими воспользоваться?
Интерактивные сервисы «Триколор ТВ» - «ТВ-чат» и «ТВ-почта» - доступны всем зарегистрированным абонентам. «ТВ-чат» - это сервис отображения на экране телевизора текстовых сообщений, отправленных с мобильного телефона или через интернет. В отличие от традиционных телевизионных чатов, которые мы привыкли видеть на тех же молодежных каналах, чат «Триколор ТВ» можно вызывать на экран или отключать по собственному желанию. Сейчас «ТВ-чат» работает на двух телеканалах платного пакета - «Телепутешествия» и «Веселое ТВ».
«ТВ-почта» позволяет адресно отправлять текстовые сообщения прямо на экран телевизора. Например, можно послать ТВ-письмо родным в Иркутске или Краснодаре - для этого достаточно знать номер приемника, который они используют для просмотра «Триколор ТВ». Включив телевизор, они увидят в углу экрана значок конверта - это значит, что пришло новое сообщение. Письмо открывается нажатием кнопки на пульте ДУ. И это только начало - со временем зрители смогут получать «по телевизору», например, новости своего региона, обмениваться фотографиями, создавать сообщества по интересам… Возможностей масса.
Стоит упомянуть и о такой услуге, как «Телегид» (Electronic Program Guide - EPG), который позволяет просматривать телепрограмму с расширенным описанием передач прямо на экране телевизора.
- Какие приставки Вы рекомендуете абонентам для приема сигнала?
Для приема «Триколор ТВ» подходит любой спутниковый ресивер, имеющий встроенный модуль доступа DRE-Crypt, либо комплект, состоящий из ресивера со слотом Common Interface (CI) и внешнего модуля доступа DRE-Crypt.
- Каким был прирост абонентской базы «Триколор ТВ» в 2008 году?
Наша база увеличилась втрое - с 1,5 млн (показатель на 1 января 2008 года) до 4,35 млн, что составляет годовой прирост в 190% (2,85 млн абонентов). Для сравнения скажу, что в прошлые годы максимальный годовой прирост среди мировых спутниковых DTH-операторов показал индийский Dish TV - его абонентская база увеличилась на 100% в 2006 и на 80% в 2007 году. Абсолютный мировой лидер по количеству абонентов - американский оператор DirecTV - «рос» в среднем на 5,5% в год, британский гигант BSkyB - на 4,7%.
- Компания заявила, что 31 декабря 2008 года к «Триколор ТВ» подключились 60 тыс. абонентов. За счет чего удается так массово привлекать новых зрителей?
Наши дилеры из регионов рассказывают, что в небольших городах считается «хорошим тоном» дарить комплекты «Триколор ТВ» родным и друзьям на Новый год. Это уже сложившаяся традиция. В прошлый Новый год тоже был всплеск подключений, - не такой, как в этот раз, но вполне ощутимый.
Своей популярностью «Триколор ТВ» обязан, в первую очередь, бесплатному «Базовому» пакету федеральных телеканалов. При подключении каждый зритель получает право бесплатного просмотра более десятка каналов на неограниченный срок. Без всякой абонентской платы. Плюс по желанию - еще 20 каналов за символическую плату в 50 рублей в месяц. По данным всероссийского опроса ВЦИОМ, в середине 2006 года треть россиян могла принимать всего два канала - «Первый канал» и «Россию». 30 каналов и 2 - согласитесь, разница ощутимая.
- Какие пакеты сегодня предлагает «Триколор ТВ» свои абонентам? Предвидятся ли изменения в пакетировании в 2009 году?
Помимо бесплатного «Базового» пакета, мы предлагаем зрителям дополнительные тематические пакеты телеканалов. Для «Триколор ТВ Центр» это «Оптимум» (12 каналов для всей семьи), «Кинопоказ» (5 фильмовых каналов), «Калейдоскоп» (7 развлекательно-познавательных каналов), «Ночной» (2 эротических канала). При подключении любого платного пакета зритель получает в подарок подписку еще на 7 каналов (пакет «Бонусный»).
Для «Триколор ТВ Сибирь» картина несколько иная: зрителям предлагаются пакеты «Базовый» (бесплатный), «Оптимум» (30 каналов) и «Ночной» (2 канала).
В 2009 году мы планируем существенно увеличить количество каналов «Триколор ТВ Сибирь». Что касается «центрального» проекта - здесь серьезных изменений не предвидится, в силу уже упоминавшегося мной дефицита спутниковых емкостей на Eutelsat W4.
- Есть ли у компании планы развивать HD-направление? Имеется ли для этого техническая возможность?
Технически все возможно. Однако нужно понимать, что HD - это специфическая услуга, не рассчитанная на массового зрителя. По крайней мере, пока. HD-телевизоры и абонентские приставки - достаточно дорогое удовольствие. Мы же изначально ориентированы на массовую аудиторию. HD-направление в России сейчас и без того неплохо развивается, появляются новые операторы, и они востребованы. Мы не считаем целесообразным «играть на чужом поле».
- Подведите итоги 2008 года для технической дирекции компании и поделитесь планами. Скажется ли кризис на развитии вещательного комплекса?
В 2008 году мы реализовали целый комплекс мероприятий по обеспечению бесперебойного вещания. В частности, внедрили профессиональную систему аппаратного мониторинга транспортных потоков, позаботились о резервировании вещательного оборудования и каналов связи - на случай сбоев в работе базовых ресурсов. Организовали полноценное вещание проекта «Триколор ТВ Сибирь».
Что касается кризиса - технического комплекса он пока не коснулся. Разумеется, отчасти нас затронули и изменения валютных курсов, и рост цен на оборудование. Но поскольку основная часть вещательного комплекса уже сформирована, глобальных затрат на его развитие в обозримом будущем не предвидится. Так что работаем спокойно.
Источник: Журнал "Кабель и Спутник"
www.sat24.ru